cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Событие
К наступающему готов!
Общество
Немарксов криптокапитал
08/12/2017

Рейтинговый симулякр


Рейтинговый симулякр
В конце года принято подводить итоги, и в поисках цифр и фактов мы обратились к официальному сайту Администрации Санкт-Петербурга.
 
Некоторое время назад на сайте gov.spb.ru была создана система оценки эффективности работы администраций. В кратком пояснении к итоговой таблице, находящейся в открытом доступе, указано: «Итоги работы глав подводятся ежеквартально, в основе оценки – наиболее значимые показатели деятельности. Деятельность глав администраций районов города оценивается по 33 показателям, которые объединены в 12 областей ключевой ответственности. Среди них – работа с сообщениями граждан, обеспечение условий образования, информационное освещение деятельности и др.»

Увиденный рейтинг нас неприятно удивил. Хорошая и очень полезная идея, но вот результаты и методика оценки выглядят странными. Более детальное знакомство с существующей системой привело нас к выводу, что она не соответствует нашим представлениям о правильности критериев оценки, поэтому и рейтинг вызывает большие сомнения. Мы привлекли специалистов для разъяснения результатов административного рейтинга. 



В существующей системе основные показатели по районам сводятся в 2 группы - работа с обращениями граждан и выполнение обязательств перед вышестоящими ведомствами. Вторая группа на деле выглядит примерно так: районная администрация, основываясь на показателях предыдущего периода, заявляет в городскую администрацию, что в текущем году по линии профилактики заболеваний будет привито столько-то человек. Эта цифра встает в план, и в конце года по ней отчитываются о выполненных прививках. Если заявленная цифра достигнута, то все хорошо, а если нет, то плохо. Таких показателей у каждого руководителя сотни, и по совокупности результатов вычисляется эффективность руководителя и «удовлетворенность» граждан. 
Однако на деле множественность этих критериев только дискредитирует систему: мало знаемый и легко достижимый результат подменяет собой сложный и более насущный.

Не лучше обстоит дело и с обращением граждан. На портале gorod.gov.spb.ru граждане могут написать о волнующей их проблеме и после определенной процедуры, по идее, - получить ответ и решение заявленной проблемы. Скорость и количество решенных проблем влияют на рейтинги. В теории, это разумно, но практика реализации этой возможности практически не имеет отношения к качеству жизни граждан. Обращения граждан общедоступны для анализа на сайте и были разделены нами на 3 основные группы.
Первая группа: бдительные граждане, объединенные ненавистью к граффити - каждый росчерк баллончиком на стене, попавший в их поле зрения, оформляется отдельной заявкой с требованием убрать безобразие. Решаются эти заявки одним мазком малярной кисти и таких обращений «закрывается» по несколько штук разом. Согласитесь, если б так решались все проблемы населения, то все были бы счастливы. 

Вторая группа: «профессиональные подрядчики», скрывающиеся под личиной бдительных граждан. Эта группа без труда вычисляется, например, по подготовленным и обработанным в единой стилистике фотографиям рекламных конструкций незаконной наружной рекламы. Опять же, на каждую «несанкционированную» рекламную табличку оформлена отдельная заявка, даже если этих табличек несколько и установлены они на единой конструкции. Эта группа, очевидно, олицетворяет собой силы, использующие ресурс для обращения граждан в подковерной административной борьбе за управление наружной рекламой. 
И, наконец, третья, самая малочисленная группа: это сами граждане, использующие портал по его прямому назначению. Количественно обращений от этой группы мало и по вышеописанным причинам для рейтинга их использовать невозможно. По сути, эти обращения фиксируют неработоспособность обслуживающих организаций. Если решать вопрос разбитого стекла или не работающего освещения на лестничной площадке нужно через общегородской портал, а не по заявке дворника, который должен убирать эту лестницу и сообщать о неполадках, то дело дрянь. Если бы при подобном обращении гражданина хотя бы проверялась бы и корректировалась система документооборота на местах, то было бы еще терпимо, но этого нет. 

Вышеописанный способ не отражает реального положения вещей. Из полученных данных в принципе невозможно получить ответ на главные вопросы, на которые и призван отвечать рейтинг. 
Достигает ли администрация своей заявленной цели – повышения качества жизни людей? Где границы ответственности федеральной, городской, районной и муниципальной власти? Какие критерии оценки деятельности и руководителей используются и в какой степени влияют на итоговый результат?  

Возможно, эти вопросы попытался решить своим указом президент, издав 14 ноября 2017 года Указ № 548 «Об оценки эффективности работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и отменив в нем почти все остальные указы по этому вопросу.
Среди утвержденных критериев оценки в этом указе есть п.п.19-23, которые меняют подход к оценке результатов. 
- Оценка населением условий для самореализации, в том числе для самореализации детей.
- Оценка удовлетворенности населения услугами в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания.
- Доля жителей субъекта РФ, столкнувшихся с проявлениями коррупции.
- Оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ.
- Оценка населением эффективности деятельности органов государственной власти РФ.

Судейство удовлетворенности населения государственной властью перенесено от метрической системы, которую считают органы власти, к оценке гражданами, а это у нас обычно имеет другие результаты. Более того, п. 24 Указа вводит оценку независимыми экспертами качества оказываемых услуг в социальной сфере. 
В меру сил мы постараемся помочь этому благому делу. С 2018 года PULSE создаст и будет публиковать собственный рейтинг, опираясь на свой опыт и показатели, которые будут более прозрачны для горожан и которые будут более адекватно, по нашему мнению, отражать качество жизни в конкретном районе или муниципальном образовании Санкт-Петербурга с учетом их специфики. 



Для наглядности, мы в тестовом режиме составили рейтинг управления районами Санкт-Петербурга в 3 квартале 2017 года. Он отличается от представленного на сайте городской администрации и отражает наше видение того, каким он должен быть на самом деле. 
Редакция PULSE ждет от своих читателей предложений по включению в список дополнительных показателей, имеющих, по их мнению, значимость при определении рейтинга. 

Илья Иванов

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий