Коммивояжер / Forushande (2016)

1402
0

Режиссер: Асгар Фархади

В ролях: Шахаб Хоссейни, Таранех Алидусти, Бабак Карими, Мина Садати, Фарид Саджади Хоссейни, Марал Бани Адам, Моджтаба Пирзадех, Эмад Эмами

Эмад (Шахаб Хоссейни) днем преподает в школе, а вечерами вместе с женой Раной (Таране Алидости) репетирует «Смерть коммивояжера» Артура Миллера. Дом, в котором они живут, пребывает в аварийном состоянии и  приходится спешно искать новое пристанище. Коллега по сцене предлагает сдать пустующую квартиру. Супруги переезжают, но вскоре выясняется, что у этой квартиры дурная слава: прежняя жилица принимала множество клиентов непосредственно здесь, о чем знала вся округа. Эмад и Рана решают немедленно съехать, но быстро найти очередное жилье не удается. Однажды вечером Рана по неосторожности открывает дверь незнакомцу – после чего ее увозят с окровавленной головой в больницу. По выходу оттуда муж настаивает на обращении в полицию, но Рана отказывается и Эмад начинает собственное расследование. Тем более, что при бегстве негодяй обронил ключи от машины.

Российскому зрителю Асгар Фархади прежде всего известен оскароносной картиной «Развод Надера и Симин». Его интересуют камерные сюжеты и обычные люди, действие полно психологических тонкостей, а визуальная простота обманчива. Как и в прошлых фильмах, в центре внимания режиссера – интеллектуальная среда и ее представители. То есть те, кто способен на рефлексию и может оценить и принять разные нормы жизни и поведения. Эмад и Рана живут в системе жестких ограничений, касающихся абсолютно всего – включая быт. Это с одной стороны. С другой, они не чужды западных ценностей: играют в американской пьесе (которую должен посмотреть некий цензор), на ужин едят не традиционную иранскую еду, а итальянскую пиццу и в принципе ведут себя довольно вольнодумно. Когда же происходит несчастье, оба супруга не понимают какую модель поведения предпочесть – то ли бежать с заявлением в полицию, но она все равно не поможет, то ли попытаться забыть о случившемся. Эмоциональная травма «перевешивает» и Эмад отправляется искать виновника преступления.

Асгар Фархади использует хрестоматийный сюжет о жертве насилия, чтобы тонко, исподволь показать происходящее в его стране и обществе: в каком состоянии пребывают даже крупные города, как люди вынуждены самостоятельно решать свои проблемы, что постоянно приходится помнить о системе, надзирающей за гражданами, и что даже минимальное отступление от установленных норм может жестоко караться. Возникающая во второй половине рассказа моральная дилемма ставит вопрос о том, что же все-таки существеннее: справедливость или милосердие. Подсказку режиссер дает, но окончательное решение зрителям придется сформулировать самостоятельно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя