Домой Театр «Анна. Трагедия» (Театр-фестиваль «Балтийский дом»)

«Анна. Трагедия» (Театр-фестиваль «Балтийский дом»)

1416
0

Режиссер Александр Галибин

В ролях: Александр Муравицкий, Анатолий Дубанов, Роман Дряблов, Олег Коробкин, Алла Еминцева, Валерий Соловьев, Александра Мамкаева, Наталья Парашкина, Инна Волгина, Виктория Жилина

ХХ век прошел, так сказать, под знаком Анны Карениной. В ХХI-м драматурги и режиссеры больше интересуются фигурой супруга толстовской героини. Пьеса Василия Сигарева так и называется «Алексей Каренин». По ней же Светлана Проскурина два года назад сняла фильм «До свидания мама». В Театре им. Ленсовета в свое время шел спектакль Геннадия Тростянецкого «Каренин. Анна. Вронский». Александр Галибин поставил на сцене театра «Балтийский Дом» пьесу Елены Греминой об Анне Карениной, взяв на главную роль Ирину Савицкову – актрису трагического дара, что нынче редкость. Так что появление жанрового определения в названии – логично и объяснимо. Когда-то Савицкова уже выходила на сцену этого театра, только на малую – в роли фрекен Жюли. Режиссером того спектакля тоже был Галибин. И та роль позволила говорить о ней как об актрисе, способной найти в драматической роли трагические ноты. В «Анне» Ирина Савицкова продолжает разрабатывать однажды предложенный ей образ.

Мир Анны, созданный Еленой Греминой и воплощенный художником-сценографом Николаем Симоновым, мир тяжелых, мучительных фантазий и грандиозных переживаний. За скобками остается история Константина Левина. Из известных персонажей на сцене появляются Вронский (Александр Муравицкий), Долли (Алла Еминцева), Кити (Александра Мамкаева), Стива Облонский (Роман Дряблов), Сережа и Лидия Ивановна (обе роли – Наталья Парашкина).  На все происходящее зритель смотрит глазами Анны: и почти все под этим взглядом выглядят или комично, или гипертрофировано. Долли похожа на встревоженную квочку – она вечно беременна, ходит с охапкой игрушек – детей, которые то и дело валятся из рук, так как их слишком много. Кити – милое создание, неловкое и так же неловко одетое в какую-то хламину. Вронского режиссер ставит на ходули, скрываемые длинными полами шинели – так велико его значение для Анны, что он возвышается над всеми. Высокий, худой Валерий Соловьев застегнут на все пуговицы темного одеяния, похожее на облачение католического священника – что прибавляет ему жесткости и инфернальности. Правда, первое появление Алексея Александровича больше веселит, а не пугает. Вместо сурового супруга на сцену выходит манекен – его прикрепляют к Вронскому и первый диалог проходит с неживым существом, каким муж, собственно, и виделся Анне всегда.

Раз уж речь о трагедии, с отсылками к античности – Анна в исполнении Савицковой напоминает то Федру, то Медею и сделано это сознательно – без хора не обойтись. В спектакле Галибина он есть: его участники глумятся над происходящим, исполняют дурновкусные частушки, издевательски хохочут и всячески противопоставляются главной героине.

Структура спектакля вырастает из емких и внятных визуальных метафор. Одна из важнейших – железная дорога и все что с ней связано, в первую очередь тема холодного, темного металла. Висящий над сценой железный мост, временами угрожающе двигающийся, словно собирается обрушиться на людей, копошащихся под ним. Лестницы тоже выполнены из железа. Когда требуется сымитировать звук вагонных колес, герои используют жестяные боксы с сыпучим материалом. И, конечно же, железнодорожная колея, проложенная однажды – некогда выбранный путь, с которого невозможно сойти. Анна, как ни пытается, выйти за очерченные границы не в состоянии: и это порождает нескончаемые смятение и тревогу, приводящие к финальной трагедии.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя