Домой Санкт-Петербург Помянем стоя

Помянем стоя

2044
0

18 мая 2018 года на углу улиц Марата и Звенигородской был открыт памятник первому генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга Антону Девиеру. Бронзовый бюст на гранитном пьедестале работы скульптора Владимира Бродарского и архитектора Юлии Резниченко расположился в Звенигородском сквере, перед 28-м отделом полиции, открыв начало торжеств по случаю 300-летия российской полиции.

Не может не радовать, что город обзавелся еще одним достойным уличным музейным экспонатом, но в то же время не может не вызывать печали некоторое принижение достоинств Девиера как исторического персонажа. Учитывая его незаурядность, он мог бы рассчитывать на большее.

Антон Мануилович Девиер (урожденный Антонио Мануэль де Виейра) родился в бедной еврейской семье. По одним данным, в Португалии в 1673, по другим, что скорее всего, – в Амстердаме в 1682. В бытность свою юнгой на голландском корабле, в 1697 был замечен Петром I, пригласившим его к себе на службу. С тех пор – один из преданнейших его сподвижников, «птенец гнезда Петрова», прошедший путь от царского пажа до генерал-полицмейстера и воспитателя царских дочерей. Непримиримая многолетняя вражда с Меншиковым, на сестре которого Девиер, к слову, был женат, уже в царствование Екатерины I, обернулась для Девиера длительной ссылкой в Сибирь, лишив его всех званий, семьи и имущества, но и там он со временем дослужился до начальника Охотского порта и даже снаряжал экспедицию Беринга.

Генерал-полицмейстером Санкт-Петербурга Девиер стал 27 мая 1718. Вот только к полиции в том виде, в котором она известна сегодня, он имел очень опосредованное отношение. С таким же успехом его можно было бы назвать первым антимонопольщиком, пожарным, мусорщиком, прокурором, мэром, экологом… В ведении Девиера было не только поддержание общественного порядка вкупе с исполнением функций суда, но и всё городское хозяйство: от мощения улиц и пожарной охраны до уборки мусора и благоустройства городских улиц. Он первым начал запрещать сброс мусора в Неву, а также наказывать продавцов за торговлю некачественным товаром или по за завышенным ценам. Провинившихся при нем ловили и побивали кнутом – Девиер был строг. Правда, царь Петр был строг ничуть не меньше, поэтому и самому Девиеру иногда доставалось от него за нерадение, и не хлыстом, а дубиной. Но в целом император был доволен работой своего бывшего пажа и очень его ценил, доверяя во всем.

Масштаб генерал-полицмейстера Девиера, мягко говоря, не очень сопоставим с заурядным сквером, в котором совсем недавно стояли две скамейки с двумя урнами. Есть тут и вишенка на тортике, наличие которой можно объяснить разве что иронией судьбы. Дело в том, что первые фонари и скамейки в Петербурге появились в 1721 году именно по инициативе Девиера. Да, да, те самые скамейки, на которых совсем недавно могли отдохнуть горожане и которые убрали, чтобы поставить вместо них памятник первому полицмейстеру.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя