Джаз отгремел в Москве, Екатеринбурге, Воронеже и, наконец, докатился до Питера. Международный музыкальный фестиваль «Усадьба Jazz» в очередной раз стирает границы, объединяя культуру, музыку, людей и природу… вот только с погодой не повезло. Как посетителям удалось уйти с хорошим настроением и что обо всём этом думают музыканты – в репортаже Pulse.
Гипсовая богиня Лето с фасада Кухонного корпуса Елагиноостровского дворца задумчиво смотрит на дождевые тучи в небе. Две девушки прислонились к ней и, ритмично покачиваясь под громкую музыку, лениво попивают вино из бумажных стаканчиков. Эта сцена на Масляном лугу привлекает к себе больше внимания, чем дворцовые фасады, – такова уж усадебно-джазовая аура.
– «Усадьба» – фестиваль с подчеркнутой визуальной культурой, – считает фронтмен петербургской группы Billy’s Band Билли Новик. – В его названии уже содержится часть концепции: сочетание свежего воздуха, природы, классической архитектуры и хорошей, культурной, экологичной музыки.
Без пластика
Все музыканты сегодня играют вживую – такова традиция фестиваля. Некачественную, «пластиковую» музыку здесь не любят.
– И в руках у кого вы увидите пластик, того можете назвать планктоном! – говорит с главной сцены ведущий.
«Усадьба Jazz» стала первым фестивалем с раздельным сбором мусора, организаторы уже успели отправить на утилизацию целую тонну. Здесь вообще довольно трудно найти что-то пластиковое, даже одноразовое – еду на фудкортах выдают в картонной посуде.
– Мы – за чистоту мысли, чистоту музыки, чистоту природы, – говорит Мария Сёмушкина, президент фестиваля.
Исторический Масляный луг действительно весь день остается чистым. Природных объектов в Центральном парке культуры и отдыха им. Кирова скоро станет еще больше – создатели «Усадьбы Jazz» посадили несколько кустарников вместе с представителями Росприроднадзора и фонда «Экокультура».
Все возрасты покорны
– Мы наполняем новой энергией старинные пространства, которыми должна гордиться наша страна, – рассказывает Мария Сёмушкина. – Именно в усадьбах джаз и импровизационная музыка звучат совершенно особенно.
Толпа зрителей стягивается к главной площадке – яркая музыка наполняет серый день. ВИА «Пролетарское танго» по-своему обновляет старину, задорно играя советские шлягеры. Исполняя «Восьмиклассницу», вокалист Дмитрий Караневский исподтишка подсматривает текст песни, а вместо последнего куплета зрители слышат «та-та-та» – ничего, не страшно, поют сами. И еще танцуют, несмотря на дождь: здесь крутятся даже продавцы с фудкорта, а по соседству с ними 4-летняя девочка пляшет под «Если у вас нету тёти».
Детей, кстати, дождь не особо огорчил – счастливые обладатели резиновых сапожек шлепают по лужам, кто-то прячется под батутом, как под навесом, или играет на музыкальных инструментах в соседнем «спонсорском» шатре. Для детей помладше – «напольное» фортепиано: ступаешь по проекциям клавиш, и раздаются звуки. Для тех, кто старше – электронная гитара и барабанная установка. Того гляди, через несколько лет эти ребята окажутся на сцене Jazz&Club вместе с учениками J&M School.
Для выступления талантливых ребят из джазовой школы отвели Конюшенный дворик. Многие из них стоят на сцене «Усадьбы Jazz» впервые, хотя в будущем вполне могут стать хедлайнерами фестиваля. Ближе к вечеру здесь же начинается большой джэм-сейшн профессионалов – маститых резидентов джаз-бара The Hat вместе с Билли Новиком.
– Я снимаю шляпу перед J&M School, – признается музыкант.
«Оксюмороны»
Настоящим чудом стала сцена Jazz&World. Еще незнакомую, новую музыку там внимательно слушают, сидя на скамейках под раскрытыми зонтиками. Солнечные песни в стиле самбы бразильской певицы Джу Мораес и таинственные мелодии группы Amine&Hamza The Band Beyond Borders… Эти ребята из Туниса, Швейцарии и Франции, как обычно, выступают «без границ»: перкуссия на африканских ударных, ритмичная мелодия восточного струнного кануна, арабская труба и средневековый плач скрипки… У них свой жанр. По мнению фронтмена группы «АукцЫон» Олега Гаркуши, вся значимость фестиваля заключается именно в таких группах.

– Музыка неизвестная бывает более интересной, чем та, которую мы знаем, – говорит музыкант. – Человек может прийти на фестиваль и даже не знать, что группа, которую он сейчас услышит – на самом деле его любимая. И у нас такое бывает, зритель приходит и удивляется, как он нас раньше не слышал? Так и становятся поклонниками.
Кто-то из посетителей действительно слышит знаменитый «АукцЫон» впервые, но группе, несмотря на усиливающийся дождь, легко удалось собрать большую толпу.
– Закройте зонтики, ничего не видно! – скандирует толпа счастливцам, которые стоят ближе к сцене.
– Слабаки, зонтики долой! – раздается откуда-то справа.
«И день, и ночь, словно псы у моих ног ждут, послушные во всем…» – поет Леонид Фёдоров. Музыку «АукцЫона» Олегу Гаркуше сложно охарактеризовать однозначно:
– Нам кайфово играть то, что мы играем. Здесь и панк, и джаз, и фолк, и рок… Достаточно сложная музыка. Текста как такового у нас вообще нет, для нас это – еще один инструмент.
И зрителю это нравится. Кто-то в толпе кричит:
– Вы лучшие!
И Олег, не стесняясь, в микрофон:
– Согласен, спасибо!
Да, это «Усадьба Jazz» на Масляном лугу. Джон Скофилд, один из лучших джазовых гитаристов мира, очередную композицию начинает с диджейской мелодии. Под музыку группы Uberjam Band кто-то босиком танцует по мокрой траве, а кто-то покуривает трубку и заправляет за ухо седой волос, лежа под раскидистой листвой деревьев, спасающих от дождя. «Вроде еще не загорали, а настроение хорошее», – перед началом фестиваля сказал ведущий Александр Малич. Позагорать так и не удалось, однако настроение даже улучшилось!