Домой Культура КОНЦЕРТ ДЛЯ ПЕТЕРБУРГА С ОРКЕСТРОМ

КОНЦЕРТ ДЛЯ ПЕТЕРБУРГА С ОРКЕСТРОМ

1897
0

Собеседница Pulse – генеральный директор «Петербург-концерта» Екатерина Артюшкина

– Екатерина Анатольевна, наш город не напрасно считается культурной столицей. Но даже здесь легко нарваться на откровенную халтуру, «махровую самодеятельность». Что защищает самую известную концертную организацию города от этих бед – постоянство исполнительского состава, ограниченное число мероприятий?

– «Петербург-концерт» имеет очень обширный штат, в котором состоят артисты и коллективы самых разных жанров и направлений – эстрада, классика, танец, драма, опера, мюзикл, художественное слово. Под крышей Особняка Кочневой творят и симфонический оркестр Санкт-Петербурга под руководством народного артиста России Сергея Стадлера, и камерный оркестр «Дивертисмент» Ильи Иоффа, и танцевальный ансамбль «Барыня», коллективы «Бис-квит», «Эссе-квинтет», молодой театр «АРТ» Александра Исакова, сольные исполнители. Хочу отметить, что «Петербург-концерт», пожалуй, единственная организация, обладающая таким разнообразием разноплановых артистов. Но мы работаем и с приглашенными исполнителями, которые, естественно, отвечают самым высоким профессиональным стандартам. Есть возможность вступать с такими артистами в договорные отношения и, таким образом, составлять самые сложные и порой очень масштабные программы. В нашем послужном списке общегородские, филармонические и джазовые мероприятия, театральные и музыкальные постановки, детские абонементы. Обеспечиваем весь процесс, что называется, «под ключ», привлекаем творческие силы партнеров, работая и в Санкт-Петербурге, и далеко за его пределами.

– Возможно, дело в государственном статусе «Петербург-концерта»?

– В советское время была цензура, она применялась и к концертной деятельности – сейчас это невозможно, возврат в те времена немыслим и не нужен. Конкуренция на концертном рынке есть и немалая. А государство, в первую очередь, стремится пополнять бюджетные средства и сохранять их. Для меня в понятие государственного бюджетного учреждения входит непременно высокий уровень услуг.

Возможно, определение «творческий продукт» далеко не всем артистам приятно, однако приходится обеспечивать его качество, выступая оператором концертной деятельности в рыночных условиях.

К сожалению, в конкурентной борьбе на нашем рынке сегодня далеко не всегда побеждает качество. Многие частные компании откровенно демпингуют, и, даже получая субсидии от государства, экономят на приглашении квалифицированных артистов. Этому препятствует подробное, детализированное задание, с четкой конкретизацией – какого уровня исполнители должны быть привлечены, какого качества программы составляются, на какую аудиторию рассчитаны.

– Многие антрепризы вовсе не обращают никакого внимания на официально подтвержденную квалификацию …

– У меня самой помимо высшего музыкального образования есть еще и высшее экономическое. Наш отдел кадров всегда очень аккуратно подходит к привлечению новых сотрудников. Если это артисты, смотрим, что они уже сделали на концертном поприще, каков их репертуар, на какую публику рассчитан. Все, кто в штате – с высшим образованием, музыкальным или театральным. Технические специалисты – со своим профильным.

– В советское время надежным заслоном «халтуре» выступал художественный совет. У вас есть такой?

– Конечно, в «Петербург-концерте» много опытных профессионалов, которые помогают оценить художественный уровень новых программ – прежде чем предложить их зрителям, мы должны сами убедиться в качестве творческого продукта. Так что мы коллективно и внимательно проверяем соответствие профессиональным стандартам и требованиям заказчика. Даже если заказчик называет вполне определенного исполнителя, но художественный совет обнаруживает в его выступлении существенные недостатки – предлагаем альтернативу. И с нами часто соглашаются. Худсовет, разумеется, старается относиться к творческим людям с пониманием. Советуем доработать программу, подсказываем, в каком направлении ее надо улучшить. У вокалистов недоработки часто связаны с недостаточным знанием языка – обсуждаем, где можно подучиться. Талантливым людям часто необходима помощь, дружеская поддержка, тут нельзя «рубить на корню». Недавно мы приняли несколько прекрасных молодых вокалистов, с ними работают и педагоги по вокалу, и репетиторы – помогают им оттачивать мастерство. Особенно жесткий отбор артистов и программ – для детских концертов и постановок. Здесь ориентируемся на требования школьной программы, на запросы и пожелания Комитета по образованию, других структур.

– Просветительская деятельность, как и прежде, важна для «Петербург-концерта»?

– Да, даже книги из школьной программы мы стараемся связать со вполне определенными музыкальными произведениями. Речь, прежде всего, об образовательных абонементах – рассказываем о художественных направлениях в музыке, литературе, моде. Есть абонемент, посвященный итальянской опере. В нем органично сплетены литературная основа, хореография, история костюма. Абонементы у нас очень востребованы, постановок для детей и подростков, как это ни странно, в Петербурге, крайне мало. Абонементные концерты проходят у нас в Доме Кочневой на Фонтанке, 41 – могу сказать, раскупаются они очень быстро, родители, думающие о музыкальном и творческом просвещении своих детей, следят за тем, когда они появятся в продаже. Есть очень любопытные программы. С замечательным камерным оркестром «Дивертисмент», в частности, проходит детский «Дивертисмент-экспресс» – проект увлекательный и просветительский. Часто сами идем навстречу детям – регулярно бываем с выездными концертами в школах. В октябре запустили новый проект с Домом ученых, придумали программу, которую уже презентовали в замечательном зале великолепного особняка. Используются, конечно, и другие крупные концертные площадки города – мы в прекрасных творческих отношения с Филармонией, Капеллой. А летом провели серию общедоступных концертов в Таврическом саду – получили огромный позитивный отклик от горожан и обязательно продолжим проект в следующем году! «Петербург-концерт» также постоянный участник и организатор городских праздничных концертов, наших артистов всегда можно увидеть на сцене в День Победы, в блокадную годовщину…

– Сколько концертов вы даете ежегодно?

– Работая по госзаданиям, каждый год обеспечиваем несколько сотен городских мероприятий. В частности, 4 ноября в Большом концертном зале «Октябрьский» создаем праздничное настроение в День народного единства России. Разумеется, 7 ноября в этом году мы участвуем в праздновании столетия Октябрьской революции. А в конце месяца, 26 ноября, снова проведем уникальный Осенний музыкальный марафон. Это стало уже традицией – четвертый год подряд симфонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением нашего художественного руководителя Сергея Стадлера идет на покорение очередной вершины исполнительского мастерства – и это достойно книги рекордов Гиннесса. Музыканты дают крайне сложные физически многочасовые концерты, в этом году марафон посвящен Бетховену – в один вечер будут исполнены девять его знаменитых симфоний. Наши марафоны всегда спланированы так, что слушатели могут входить в зал или покидать его между частями, в перерывах, но, как показывает практика, многие меломаны не оставляют своих мест – приходят днем к началу и остаются на все время, до позднего вечера. Для нас в этом проекте очень дорога идея популяризации классической музыки, которая явно оправдывается – в зале очень много молодежи.

– Где еще можно послушать Сергея Стадлера?

– Наш художественный руководитель выступает и как солист, и как дирижер. Скрипичные и симфонические концерты с его участием проходят на лучших городских площадках и даже в Государственном Эрмитаже – следите за афишей. Зал Дома Кочневой, наша основная база, для большого симфонического оркестра маловат. Зато в нем мы проводим камерные концерты и показываем музыкальные спектакли: и «Травиату», и «Призрак оперы», и «Пиковую даму» в адаптированном формате для небольших помещений. Уже упоминался Дом ученых… В Петербурге много подобных интерьеров, таких «драгоценных ларцов», так что, можно сказать, тут мы в начале пути – ищем новые формы, новые площадки. Кстати, летом, симфонический оркестр Санкт-Петербурга с Сергеем Стадлером очень успешно провел концерты в Павловске, в прекрасном Павильоне роз, надеемся продолжить эту традицию. Ну, а в нашей музыкально-памятной акции «Музыка войны и победы» 22 июня 2018 года исполнится уже пять лет. И еще мы делаем одно очень нужное дело – вместе с прекрасными врачами из ЛОР НИИ второй год подряд проводим фестиваль «Волшебная симфония». В нем участвуют дети, которым хирурги вернули слух с помощью уникальной операции. Мы же помогаем им социализироваться, проявить свои творческие способности. Дети выходят на большую сцену, читают свои стихи, поют, играют на музыкальных инструментах, танцуют – вместе с профессионалами, известными исполнителями. Фестиваль будет развиваться, он уже стал международным, получил поддержку правительства. Музыка помогает жить.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя