Домой Культура Собибор

Собибор

164
0

Режиссер: Константин Хабенский

В ролях: Константин Хабенский, Кристофер Ламберт, Фелисе Янкелль, Дайнюс Казлаускас, Сергей Годин, Роман Агеев, Гела Месхи, Михалина Ольшанска, Мария Кожевникова

Собибор – нацистский лагерь смерти, действовавший в 1942-1943 гг. на территории оккупированной Польши. За почти полтора года в нем было убито около 250 тысяч евреев из Польши, Нидерландов, Франции, Чехословакии и СССР. В октябре 1943 года в Собиборе произошло восстание заключенных – единственное удачное восстание узников за все годы Второй мировой войны. Из почти 550 узников трудовой части лагеря в нем приняло участие более 400 человек, около 80 из них погибли во время побега, около 170 были обнаружены и расстреляны в процессе предпринятой нацистами поисково-карательной операции, еще около 90 впоследствии были сданы нацистам или убиты местным населением. До мирного времени из бежавших дожили 47 человек (по другим данным 53), в настоящее время живы трое из них. Побег возглавил лейтенант советской армии Александр Аронович Печерский как еврей, переведенный в Собибор из минского лагеря для военнопленных примерно за две-три недели до описываемых событий.

Именно об этих двух неделях и рассказывает «Собибор» Константина Хабенского. И сразу стоит оговориться, что попытка совместить историческую правду с художественным вымыслом режиссеру-дебютанту удалась не очень. Получилось, как говорится, ни вашим-ни нашим. Хотя и чувствуется, что создатели старались изо всех сил, пытаясь воплотить на экране образ личности, пытающейся противостоять самому аду на земле. Но подвели сценарные огрехи. Невнятная предыстория главного героя, плоские и схематичные второстепенные персонажи, откровенно надуманные и неуместные сцены, не укладывающиеся в логику исторического момента. Все это вызывает недоумение и вопросы, которые сильно мешают хоть как-то сопереживать происходящему. Много вопросов вызывает и художественный язык, посредством которого в фильме рисуется тот самый ад на земле. Здесь создатели слишком переборщили с эстетизацией, добившись обратного эффекта – ужас перестает восприниматься как ужас и превращается в перформанс или флешмоб, не вызывающий особых чувств, кроме эстетического приятия или неприятия.

Может быть, перед тем, как снимать новый «Собибор», стоило бы изучить опыт предшественников? Например, как сцена умерщвления людей в газовой камере снята в англо-югославской версии 1987 года «Побег из Собибора», где весь ужас происходящего передан через восприятие подростка, который случайно попадает в зону «санации» узников. Там нет никакой эстетизации смерти в виде красивых женских тел, музыки и многозначительных прощальных взглядов, которые жертвы посылают своим палачам – только безысходность и будничность происходящего, крики умирающих за закрытой дверью, поваливший дым и ужас осознания правды в глазах подростка. Это и есть ад на земле. А вот обнаженная красавица Михалина Ольшанска, удивительным образом умудряющаяся удерживать демонический взгляд Кристофера Лабмерта, находясь в газовом облаке, – не ад, а нечто совсем иное.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here