Работы из будущего

1938
0

Предсказания будущего – дело бессмысленное, но иногда разложить карты интересно хотя бы из азарта: сбудется или нет? Однако у некоторых современных пророков мотивы наверняка посерьезнее. Одни издали атлас новых профессий, другие провели Петербургский Международный Форум Труда. Его темы были четко обозначены на выставочных стендах синим по белому: «Цифровая экономика», «Профессии будущего»… Напредсказывали, напугали…

На Форуме труда председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко заверял меня в том, что когда-нибудь врачам будут помогать роботы:

– Если разложить все, что должен делать врач по деталям, допустим, в вопросах диагностики – есть высочайшая вероятность того, что многие вещи можно автоматизировать.

О роботах, которые «не знают усталости» и «не нарушают трудовую дисциплину» на пленарном заседании форума говорила и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Но техника, в отличие от человека, не устает – она ломается. Кризис 2009 года заставил руководство Toyota Motors Corporation сделать упор на скорости выпуска машин, повысив количественные показатели. В итоге в 2009-2011 годах пришлось отозвать 20,5 миллионов автомобилей из-за неисправностей – в процессе производства произошла ошибка, которую не успели вовремя исправить. По причине безоговорочного доверия к технике, «вытеснившей человека», компания потеряла 5 млрд долларов.

Парадокс автоматизации в том и состоит — чем больше доля машин в производстве, тем важнее в нем роль человека. Осталось только понять, чего все так боятся: исчезновения профессий или возрастающей востребованности интеллектуального труда?

Одну профессию пишем, другая – в уме

– Новое производство становится очень малолюдным, но требования к работникам повышаются, – говорит заведующая сектором социоурбанистики СИ РАН Галина Еремичева. – Теперь все чаще требуются работники со знаниями и навыками, связанными не с профессиональной компетенцией, а с возможностью обучаться, работать в коллективе, с мотивацией к достижениям.

Однако услышать четкий ответ на вопрос о том, как молодым людям готовиться к будущему, на форуме так и не удалось. Работодатели хотят получить от вуза нового исполнителя своих задач, студентам нужен диплом, который, по их мнению, необходим для трудоустройства. Государство тоже решило вмешаться, и планирует создать совместно с компаниями университет НТИ 20-35 — его выпускникам будут вручать не диплом, а цифровой набор компетенций вроде решения проблем, кооперации и принятия решений.

– Университет не должен просто создавать комфортные для компании условия, – считает экс-глава Бюро Международной Организации Труда Жан-Мишель Сервэ. – Ему нужно смотреть в будущее и решать глобальные проблемы.

На форуме только и говорили о проходящей сейчас трансформации института профессии. Медицинский маркетолог, игропедагог, агроинформатик – лишь некоторые из почти двухсот пунктов в Атласе профессий будущего 2.0, который в 2014 году выпустило Агентство стратегических инициатив. Они это, конечно, не всерьез, но еще одна тенденция ясна: в будущем будут востребованы междисциплинарные профессии, и, например, обычному врачу сейчас полезно изучать и химию, и программирование.

В США студентов к этому готовят уже давно. На втором курсе им дают возможность выбрать две специализации и до конца обучения заниматься только ими. Специализации эти могут быть никак не связаны между собой – свою профессию можно буквально сложить, как пазл.

Нам же надеяться на университетскую образовательную программу пока бессмысленно. Поэтому надо очнуться и понять, что обеспечить собственную востребованность можно только своими руками: получать дополнительное образование, проходить курсы, возводить на имеющемся фундаменте новые компетенции.

Новое – в незабытом настоящем

Механики, электрики, сантехники – когда-то эти профессии появились с приходом новых систем обеспечения производства. Роботы и виртуальная реальность – лишь очередной этап развития технологий. Говорить о том, что будущее за программистами, ИТ-технологами и робототехниками – это примерно то же самое, что причислять электриков и механиков – обеспечителей – к главным профессиям современности. В итоге, кому-то придется разрабатывать те проекты, в которых будут участвовать роботы.

Основатель компании Alibaba Group Holding Limited говорил: «Человек должен заниматься тем, в чем он производительнее машины». Попробую поспорить: а как же общение, мотивация, психологическая помощь?

Профессию лектора создатели Атласа отнесли к «профессиям-пенсионерам» – наверное, из-за онлайн-курсов. Аналитики, по их мнению, тоже исчезнут – то есть, те, кто этот Атлас и составлял. Не нужны будут журналисты и юристы – зачем, если все можно найти в интернете?

– Вряд ли право будет вытеснено из контекста общественных отношений, поскольку остается потребность человека в справедливости и, не побоюсь этого слова, в милосердии. Два качества, в которых искусственный интеллект человека вряд ли сможет заменить, – говорит Владислав Архипов, советник российской практики Dentons по интеллектуальной собственности, информационным технологиям и телекоммуникациям.

Составляя список компетенций будущего, авторы Атласа упоминали и программирование, и экологическое мышление… но забыли о справедливости и милосердии. Сложно представить себе робота, который сможет помочь людям разрешить семейную проблему или будет консультировать родителей заболевшего ребенка. Человек должен заниматься тем, в чем он душевнее машины. Даже ручной труд – тот же самый hand-made. Удовольствие от этого производства получают обе стороны: и производитель, и потребитель. Что для кузнеца, что для швеи самое главное в трудоустройстве – это придумать свой уникальный продукт или услугу и стать профессионалом своего дела.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя