Домой Культура Рай (2016)

Рай (2016)

141
0

Режиссер: Андрей Кончаловский

В ролях: Юлия ВысоцкаяВиктор СухоруковФилипп ДюкенКристиан КлауссЯкоб ДильПетер КуртВера ВоронковаЖан Денис РемерРамона Кунце-ЛибновАнна-Мария ДаниленкоАнастасия СероваЯрослав ХимченкоКаролина Пьетт

Вторая Мировая война. Франция. В одном из провиницальных гестапо оказывается русская эмигрантка Ольга (Юлия Высоцкая) – аристократка, сотрудница журнала Vogue, красавица и участница Сопротивления. Ее допрашивает французский инспектор-коллаборационист Жюль (Филипп Дюкен). Княгиня отказывается выдавать кого бы то ни было, предлагает французу закрутить интрижку, но в итоге все равно отправляется в концлагере. Там ей приходится увидеть и пережить весь возможный кошмар такого заключения и там же она встречает гитлеровского офицера Хельмута (Кристиан Клаус), отчаянно влюбленного в нее до войны.

«Рай» — тот случай, когда новости об очередных наградах и прочих успехах картины, вводят в заблуждение. Поразительно, конечно, но фильм снят так, словно до него на эту тему в кинематографе ничего не появлялось. При этом аллюзии на целый ряд кинокартин обнаруживаются легко: «Ночной портье» Лилианы Кавани, «Гибель богов» Лукино Висконти, «Пассажирка» Анджея Мунка и так далее.

После «Щелкунчика», провалившегося в прокате, Андрей Кончаловский решил вернуться к историям более камерным и визуально сдержанным – к тому, в общем-то, с чего начинал кинокарьеру. Перезагрузка прошла успешно: «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» получил в Венеции «Серебряного льва». После чего наступила очередь «Рая» — истории русской эмигрантки, сражающейся против нацистов. Собственно, в отечественном кинематографе фильм на такой сюжет снимается впервые, за что авторов следует только благодарить. На этом достоинства фильма не то чтобы заканчиваются, но как будто бы исчезают за серией банальных приемов и ходов. Снятый на черно-белую пленку, что придает статус документальности, с изумительной световой партитурой он вызывает восхищение мастерством оператора Александра Симонова, однако в остальном остается далек от задуманного. Немец обожает Чехова, слушает Третью симфонию Брамса и вообще тонкий ценитель прекрасного, включая Ольгу, что не мешает ему надеть форму эсесовца и поклоняться фюреру. Почему происходит так, а не иначе? – режиссер предпочитает оставить этот вопрос без ответа. В биографии Ольги хватает несуразностей и просто фактологических нестыковок, отчего ощущение неправдоподобности происходящего усиливается. Единственным более-менее убедительным персонажем выглядит Жюль, но функцию он выполняет больше служебную и вскоре после начала его устраняют из сюжета в буквальном смысле: партизаны казнят коллаборациониста на глазах у его сына.

Понятно, что каждый герой не против оказаться в раю. Но крестный путь Ольги в финальный пункт слишком очевидно выстроен, также как и путь Хельмута, в финале неожиданно произносящего славословия в адрес Сталина. Диссонанс в экранное действо вносит появление актера Якоба Диля в роли непросыхающего эсесовца – словно доигрывает роль из фильма Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр». Андрей Кончаловский использует чрезвычайно интересную фактуру, но распоряжается ею нерачительно. В результате, раздумья режиссера о том, что есть зло и из чего произрастает добро в данном случае кажутся вторичными по отношению как к самой теме, так и к ранее снятым картинам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here