Станислав Лем. Абсолютная пустота (1971)

106
0

Кто-то из критиков эпохи постмодерна изрек мысль, что истинное произведение искусства может состоять из одного (удачного) названия, при этом самого произведения может и не быть, да и зачем? Все уже записано, все смыслы озвучены, все архетипы вытащены на всеобщее обозрение пытливыми хомо сапиенсами.

В полном соответствии с принципами постмодерна, автор этой странной рецензии не помнит, кому принадлежит эта блестящая идея, возможно, и самому автору, это не важно. А вот что существенно – вклад Станислава Лема в постмодернистские фокусы. Так ли, иначе ли, но вклад этот представляется существенным после прочтения сборников рецензий «Абсолютная пустота».

Ведь самый смак этих рецензий состоит в том, что они, как раз и есть воплощение помянутого выше принципа – произведение искусства состоит если не из одного только названия, но из названия, к которому прилагается превосходная развернутая рецензия, и даже с критическими замечаниями. Сами рецензируемые романы не созданы, не изданы и существуют лишь в авторских ссылках, при всем при том оказывая вполне заметное воздействие на, так сказать, ментальное поле человечества, ибо содержат, так квинтэссенцию, концентрат тех мыслей, которые мог бы преподнести либо Лем, либо его последователи в большой и развернутой литературной форме.

Что же говорить о затруднительном занятии написания рецензии на сборник рецензий на несуществующие книги?! Это же какой-то лабиринт отражений, дом духов, тень теней и эхо от призрака крика… а что должны чувствовать несчастные наивные читатели, пытающиеся найти по превосходно аннотированным заметкам несуществующие книги несуществующих же авторов?… А ведь такие попытки были, и как же смеялся, наверное, старый мудрец Станислав Лем, когда отчаявшиеся читатели писали ему недоумённые письма!

Итак, «Абсолютная пустота». Не заблудитесь в лабиринтах отражений!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here