В этом году Израиль уже в семидесятый раз отмечает День независимости. С момента провозглашения государства Израиль 14 мая 1948 года (или 5 ияра 5708 года) успело вырасти три поколения израильтян, а сам по себе возраст в 70 лет считается возрастом мудрости, осознания прожитого и возможности посмотреть на себя со стороны, подводя какие-то жизненные итоги. За прошедшие годы Израилю пришлось столкнуться со многим как хорошим, так и плохим, но он выстоял, став одним из передовых государств современного мира.
Немного мифологии
Так получилось, что Израиль в подавляющем большинстве случаев ассоциируется у россиян с четырьмя вещами: Мертвое море, религия, медицина и конфликты. Но если ассоциации с Мертвым морем возникают в основном в период отпусков, с религией – в периоды различных конфессиональных событий, а с медициной – у болеющих, то ассоциации с конфликтом возникают почти круглый год и почти у каждого. Отчасти это можно объяснить тем, что некоторые стереотипы остались в подкорке старшего поколения еще со времен СССР, когда прилагательное «израильская» автоматически дополнялось словом – «военщина», а в праздничном наборе к этому словосочетанию обязательно шло устойчивое выражение «арабо-израильский конфликт». Немалый вклад в поддержание стереотипа о конфликтности Израиля, Палестины и соседних стран делают и современные СМИ, акцентируя внимание практически на всех чрезвычайных ситуациях, происходящих во взаимоотношениях Израиля и Палестины, в то же время как бы вынося за скобки все, что относится к повседневной мирной жизни израильтян. В силу такого длительного перекоса в преподнесении информации, временами действительно начинает казаться, что Израиль представляет из себя эдакий бурлящий котел, в котором все время что-то кипит, бурлит и время от времени с шипением выплескивается наружу. Такое отношение к Израилю – своего рода миф, сложившийся почти естественным путем, и миф не единственный. Вторая иллюзия, в которой пребывают очень многие россияне, относится к факту образования государства Израиль – якобы оно было создано англичанами в сороковых годах, насильственным путем, в ущерб арабам… Дескать жили себе палестинцы не тужили, но тут англичане посадили им на голову евреев, а те оттяпали себе кусок территории и строят из себя хозяев. Довольно примитивная версия, свойственная, в основном, страдающим бытовым антисемитизмом, но как ни странно, особо не опровергаемая и людьми лояльными и образованными. Между тем, из этой версии сам собой вытекает еще один своеобразный миф о том, что до 1947 года ни о какой истории Израиля говорить не приходится – ее просто не было…
Немного истории
У Средиземного моря, вокруг того места, где сегодня расположен Израиль, всегда кипели страсти. Язычники, иудеи, христиане, мусульмане – для всех это место являлось и до сих пор является центром мира. Правда, евреи поселились здесь гораздо раньше остальных, а поселившись, в общем-то, никогда этих мест не покидали. Не смог их отсюда изгнать ни вавилонянин Навуходоносор II в VI до н.э., ни римлянин Адриан во II в. от р.х. Но все же для евреев столкновения с этими монархами с интервалом в семь веков стали трагическими и судьбоносными. Вавилонское пленение ознаменовало конец существования Первого Иерусалимского Храма (Храма Соломона), а Адриан семь веков спустя довершил падение Второго Храма. В то же время считается, что именно действия Навуходоносора способствовали появлению сильной еврейской диаспоры, и дали толчок развитию еврейского национально-религиозного сознания. Адриан же, подавив попытку евреев восстановить свою государственность, предпринятую ими в 131 году н.э. не столько искоренил саму возможность такого мероприятия, сколько передвинул его на восемнадцать столетий вперед. Кажется непостижимым, что народ, изгнанный из своего дома, и рассеянный по всему миру в течение почти двух тысяч лет лелеял мечту о возвращении домой и наконец смог воплотить эту мечту в реальность. И искра этой мечты не просто неугасимо тлела, невзирая на все препоны и бесконечные гонения, которым подвергались евреи во все времена и на всех континентах, но и позволила сохранить свои традиции и культуру.
14 мая 1948 года провозглашением Декларации о независимости Израиля была поставлена точка в истории, начатой Навуходоносором и длившейся 2545 лет. Но этой дате предшествовали еще без малого семь десятков лет, которые своим трагизмом будто бы подталкивали эту историю к своему логическому завершению. С 1882 по 1939 год прошло пять крупных волн репатриации евреев в Израиль. Две первые волны напрямую были связаны с еврейскими погромами в Российской империи, а две последние – с ростом антисемитизма сначала в Польше и Венгрии, а затем в Германии. Если вавилоняне настырно изгоняли евреев из собственного дома, то теперь весь мир будто бы сговорился с целью заставить их в этот дом вернуться. И они вернулись, а вернувшись, наконец, воссоздали свое государство, свой дом, которого их лишили две с половиной тысячи лет назад.
Немного символов
В список ключевых символов, которые в полной мере дают представление о том, что представляет из себя Израиль двадцать первого века, можно было бы включить многое. Но, наверное, самыми показательными, вкупе охватывающими все стороны жизни, являются три: Иерусалим, Мертвое море и крепость Масада.
Иерусалим – символ мультикультурализма. Удивительнейший город, который столетие за столетием впитывал в себя целые исторические эпохи и донес до наших дней не только материальные свидетельства истории, но и самый ее дух. Концентрация историчности и одновременно святости этого места достигает такой силы, что даже люди неверующие и не особо впечатлительные начинают ощущать на себе некое метафизическое воздействие. В то же время, Иерусалим принадлежит и нынешнему веку – это современный и динамично развивающийся город, способный удивить контрастами. Современные деловые центры соседствуют в нем с восточными базарами, а современная архитектура – с многовековыми зданиями Старого города. Такое же смешение наблюдается и среди людей, наполняющих улицы. Черные лапсердаки ортодоксальных иудеев, белые халаты мусульман, джинсы и деловые костюмы… непередаваемый коктейль из разных мировоззренческих течений и образов жизни. На самом деле, Иерусалим – удивительнейшее место, в котором самым тесным образом переплетена современность и тысячелетия истории. Целые исторические эпохи наслаивались здесь друг на друга, создав непередаваемую атмосферу вневременья. Здесь распяли Христа, Мухаммед отсюда поднялся в рай, а по мостовым этих улиц ходили монахи, воины, рабы, пророки, императоры, рыцари-крестоносцы…
Мертвое море – символ уникальной природы. Его неповторимость обуславливается тем, что это самое низкое место на Земле. Расположено на четыреста с лишним метров ниже уровня мирового океана. В его воде наблюдается необычайно высокое содержание соли (более тридцати процентов), что, во-первых, делает невозможным существование какой бы то ни было жизни в его водах, а во-вторых, обеспечивает такую плотность воды, при которой утонуть практически невозможно. Уникальность этого водоема известна издревле, и упоминалась еще в «Метеорологике» Аристотеля. В римскую же эпоху физические особенности Мертвого моря были хорошо известны и о них говорили Плиний и Тацит. Вокруг Мертвого моря во все времена активно бурлила жизнь. Этносы, народы и правители сменяли друг друга с завидным постоянством. И несмотря на то, что от большей части происходившего в этих землях нас отделяет пара-тройка тысячелетий, кажется, что тени прошлого никуда отсюда не делись. Примерно в полутора километрах от северо-западного берега Мертвого моря располагается израильский национальный парк Кумран, в одиннадцати пещерах которого были обнаружены так называемые свитки Мертвого моря – рукописи II в.до н.э- I в.
Масада – символ стойкости, мужества и героизма. Величественная, легендарная и непреступная крепость, которая была построена царем Иродом Великим между 37 и 31 годами до н.э. Масада располагается на самой вершине четырехсотметровой скалы в безводной пустыне. Единственный путь, по которому крепость могла осуществлять связь с внешним миром – узкая «змеиная тропа», ведущая к крепости со стороны Мертвого моря. По легенде, всего лишь дюжина защищавших крепость евреев долгое время противостояли целому римскому легиону. Когда же защитники поняли, что падение крепости неизбежно, то предпочли плену смерть. И сегодня именно сюда приезжают давать присягу бойцы армии обороны Израиля, произнося почти сакральное «Масада больше не падет!».
Немного современности
Сегодняшний Израиль многонационален, многоконфессионален и представляет из себя уникальнейшее государство, в котором непостижимым образом уживаются и светское, и религиозное, и принадлежащее древней истории, и ультрасовременное. В Израиле два государственных языка: иврит и арабский. Но практически во всех городах можно обнаружить надписи и на английском, и на русском. Израильская медицина одна из лучших в мире, как и израильская наука. В отношении последней все показатели относятся к числу самых высоких по миру: и процент занятых научно-технической деятельностью, и процент ВВП, получаемый с научных и технологических разработок, и количество опубликованных работ на миллион граждан. К слову сказать, ныне относящиеся к лучшим в мире высшие учебные заведения Израиля были основаны еще задолго до Декларации независимости 1948 года. Высшая сельскохозяйственная школа Микве Исраэль была основана в 1870, Политехнический институт в Хайфе – в 1924, Еврейский Университет в Иерусалиме – в 1925, это старейший университет Израиля.
Культура Израиля также не знает себе равных по уровню разнообразия. И было бы странно, если б было иначе. Ведь Израиль принял иммигрантов почти из сотни стран со всех пяти континентов, вместе с их субкультурами. Одни газеты, освещающие местные новости, печатаются на десятках разных языков. Музыка десятков стилей и национальной принадлежности: классика, джаз, рок, йеменская музыка, хасидские мелодии, арабская музыка, клезмерская музыка, «Песни Земли Израиля» – только малая часть того, что можно услышать на Израильских музыкальных площадках. Ну, и, конечно же, говоря о культуре нельзя обойти стороной местные театры и кинематограф, которые так же имеют израильский знак качества. Израиль занимает первое место в мире по количеству музеев на душу населения.
После второй мировой войны свою государственность обрели многие страны. Среди них есть совсем новые и есть те, которые образовались с объяснением исторической оправданности по отношению к территории или традиции. Израиль был образован многими стремлениями: и международного сообщества, и, главное, самих евреев. Закон о том, кто может стать гражданином Израиля, так называемый закон «о возвращении» был написан не на основании религиозных догм, как многие думают, а как ответ на политику геноцида рейха, по которой евреи подлежали уничтожению до третьего колена в лагерях смерти. Свою государственность почти одновременно с Израилем обрела и Палестина и соседняя арабская Сирия. Достижения хорошо смотрятся в сравнении, и если с Палестиной сравнивать сложно – там так и не приступили к государственному строительству, то многострадальная Сирия пыталась, но что-то пошло не так.