Последняя часть трилогии о приключениях прославленного коротышки. На этот раз Незнайка и его друг Пончик случайно улетят на Луну, где им придется приспосабливаться к новым условиям жизни. Милая фантастическая повесть, большинству знакомая с детства. Но, как часто выясняется, иногда полезно, повзрослев, перечитывать детские книги — взрослый может в них найти то, что не смогло воспринять его детское сознание.
Любая детская книга, изданная в СССР, так или иначе несла в себе воспитательную функцию с обязательным идеологическим подтекстом, но сказать такое о «Незнайке на Луне» вряд ли можно.
По сути, порок в этой повести так и остался не заклеймен, а отрицательные персонажи, в общем-то, не понесли заслуженного наказания. Однако и это мелочи по сравнению с тем, что при внимательном рассмотрении повесть сильно напоминает инструкцию по выживанию в условиях «лихих девяностых».
Не заложил ли автор, поддавшись неосознанному предвидению, некий трафарет образа жизни в головы тогдашнего подрастающего поколения? И не сыграла ли эта книга спустя 25 лет после своего выхода роковую роль в истории целой страны? Ведь на ее страницах есть практически все, что проросло в устройстве российского общества в девяностые – начиная от рэкета и финансовых пирамид и заканчивая откатами и «оборотнями в погонах», – чтобы остаться в ней надолго. Чего стоит только один этот пассаж: «Теперешнего полицейского не отличишь от бандита, так как полицейские часто действуют заодно с бандитами, бандиты же переодеваются в полицейскую форму, чтоб удобнее было грабить. В результате честному коротышке уже совершенно безразлично, кто перед ним: бандит или полицейский». Также очень показательно выглядит «перерождение» Пончика, который из коротышки, воспитанного в коммунистических ценностях, молниеносно превратился в достаточно успешного предпринимателя с хорошей коммерческой хваткой. Что это? Книга — предвидение, или книга — инструкция к действию?