Домой Театр Гроза. (Театр на Васильевском)

Гроза. (Театр на Васильевском)

1495
0

Режиссер: Владимир Туманов

В ролях: Андрей Горбачев, Сергей Лысов, Наталья Кутасова, Татьяна Малягина, Сергей Агафонов, Елена Мартыненко, Екатерина Рябова, Татьяна Калашникова, Екатерина Зорина, Мария Фефилова, Арсений Мыцык, Анна Захарова, Тадас Шимилев, Владимир Бирюков, Михаил Николаев

Посреди сцены, покрытой тонким слоем песка, стоит большая деревянная лодка. Вскоре появляется компания разухабистых персонажей: Кудряш (Арсений Мыцык), Шапкин (Владимир Бирюков) и гармонист (Тадас Шимилев). Возглавляет удивительную процессию  неопрятно одетый Кулигин (Михаил Николаев). Приятели рассаживаются по лодочным скамеечкам и заводят песни. Кулигин, прихватив весло, забирается на  нос судна. Первая ассоциация – Харон, перевозящий души умерших через Стикс. Лодка  же оказывается не только плавсредством, но и приютом для полубезумной барыни Феклуши (Татьяна Калашникова). А еще – чем-то вроде ковчега. Все герои то поочередно, то вместе забираются туда – кто для отдыха, кто на ночевку, а кто-то для мечтаний да романтических грез. Придуманное Семеном Пастухом сценическое пространство ко всему перечисленному располагает – оно абсолютно условно, недекоративно и позволяет пофантазировать. Город К. –  вымышленный, хоть и стоит на известной всем реке Волге. Правда, фантазии будут ограничены тремя высоченными стенами, на одной из которых можно заметить крохотное, недосягаемое окошечко. Да в центральной стене есть не сразу заметная дверь, ведущая в черноту и пустоту. А воображение у героев богатое и буйное. Феклуша соблазняет рассказами о путешествиях служанку Глашу (Анна Захарова). Та, по своей наивности, верит байкам о людях с песьими головами и Махмуде Турецком. Выглядящая как нечто среднее между ветераном дома терпимости и актрисой из погорелого театра Татьяна Калашникова не пародийна и не вульгарна,  а замечательно органична.

Выбраться за пределы ограниченного пространства  жаждут не только Катерина (Елена Мартыненко) с Варварой (Екатерина Зорина) и Диким (Сергей Лысов), а и Кабаниха (Наталья Кутасова) с сыном Тихоном (Сергей Агафонов). Правда, ни тоскливой, ни мучительной жизнь героев не выглядит, несмотря даже на мрачность и скудность обстановки. По вечерам они собираются на берегу и распевают бойкие частушки, пикируются друг с другом. Даже катеринина свекровь не кажется тем монстром, каким ее привыкли представлять еще со времен школьной программы. Этот образ так плотно въелся в сознание зрителей, что поверить в иную версию не всегда выходит. Однако Кабаниха Натальи Кутасовой к невестке настроена дружелюбно и даже с некоторым пониманием тяжелой бабьей доли. Глядя на Тихона в исполнении Сергея Агафонова проникаешься теми же чувствами. Он готов согласиться на что угодно, только бы дали очередной рубль на трактир. Арсенал средств артиста Агафонова, в других ролях вызывающий спорные ощущения, здесь пришелся как нельзя кстати. Его Тихон – суетливый, заискивающе заглядывающий матери в рот. Он сучит ногами и руками, взвизгивает, гримасничает, закатывает глаза будто невинная девица, что лишь подчеркивает и его человеческую слабость,  и зависимость от чужой воли. Варвара -полная противоположность брату. У Екатерины Зориной она вышла яркой, дерзкой, сопротивляющейся любым указкам со стороны и желающей жить по собственным законам. Катерина в исполнении Елены Мартыненко – не кроткое, смирное и порядком затюканное существо, а женщина, лишенная ласки и любви, и страстно жаждущая выплеснуть накопленные эмоции на первого подходящего кандидата. Раз уж с мужем никак не складывается. В сцене объяснения сначала звучат хрестоматийные реплики, а затем  музыка: Борис играет на саксофоне и передает его Катерине, в знак сближения.

В этом мире даже смерть обозначается определенным знаком и не более. В сцене гибели девушка встает в лодку, из центра которой начинает бить фонтан. Все выходят на сцену и, окружив лодку, запевают, как и в начале спектакля. Никто не мечется с криками, не суетится, не плачет. Катерина постояв немного, удаляется за маленькую железную дверь в стене и только тогда сцену освещает тот самый «луч света», пробившийся наконец из-за серых, холодных стен.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя