Режиссер: Кейт Шортланд
В ролях: Тереза Палмер, Макс Римельт, Люси Арон, Маттиас Хабих, Эмма Бадинг, Лара Мария Мюллер, Эльмира Бахрами, Кристоф Франкен, Нассим Ават, Малин Штеффен, Майя Абсберг
Австралийская фотожурналистка Клэр (Тереза Палмер) отправляется в европейский вояж. В Берлине сводит знакомство с обаятельным Энди (Макс Римельт) и сразу же отправляется к нему в гости. Девушку не смущает ни малолюдный район, ни заброшенный сквот, в котором обитает ее новый друг. Наутро друг уходит, надежно заперев дверь и не оставив ключа, Клэр волнуется. На следующий день все повторяется и тогда она начинает подозревать неладное. Вскоре недобрые предположения не только оправдываются, но и превосходят фантазию внезапной пленницы: ключ не подходит к замку, оконные стекла остаются в целости, даже если по ним долго дубасить стулом, а сим-карта изьята из телефона.
После завязки немедленно вспоминается «Коллекционер» Фаулза и его экранизация с Теренсом Стампом и Самантой Эггар в главных ролях. Уйти от этой аналогии почти невозможно. Зато, если уж взялся за такой сюжет, возможно придумать нетривиальные ходы и не делать хронометраж слишком большим – в этом случает меньше заметно как буксует режиссерская фантазия. А фантазия начинает стопориться где-то к середине истории, когда становится понятно что к чему и кем друг другу приходятся герои. Вариантов развития сюжета дальше может быть лишь два: жертва либо находит способ вырваться из плена, либо погибает. В возможно, что и мучительно. А возможно, что мучительно погибнет похититель. В «Синдроме» повествование развивается по классической схеме: Клэр все время заточения не оставляет попыток вырваться, одну за другой их проваливает, внешне смиряется с обстоятельствами, но не сдается. Красавица Тереза Палмер почти неузнаваема в этой роли, что можно счесть комплиментом ее способностям к перевоплощению, а немецкий актер Макс Римельт, сыгравший Энди вызывает смешанные чувства – от неприязни до сочувствия. Тем более, что авторы ненавязчиво намекают на детскую травму, связанную с матерью героя.
Разумеется, самое интересное в такого рода историях – трансформация отношений персонажей. Чтобы столько времени смотреть на двух людей, находящихся в закрытом, ограниченном пространстве, где почти невозможен экшен, но может быть мощная психологическая дуэль – и режиссер, и актеры должны обладать высоким уровнем мастерства, чтобы без пережима показать внутренние микродвижения. Исполнители с этой задачей справляются достойно, в особенности Римельт, который не ударяется в клише беспримесного злодея. Актерам очень помогает камера оператора Джермейна МакМикинга, гуляющая по заброшенным улицам, разглядывающая здания времен ГДР и рождающая тягостные, клаустрофобические ощущения. Режиссер Шортланд вполне могла снять острую психологическую историю, и даже с феминистским уклоном, если бы ясно представляла что делать со сценарием. Получился, однако, местами затянутый рассказ, развязка которого сумеет удивить, но уж слишком утомительно ее ждать.