Домой Наука Крипта: в смерти начало

Крипта: в смерти начало

1887
0

В декабре 2017 года в Pulse вышла статья «Немарксов криптокапитал», в которой я максимально аргументированно писал об опасностях новой криптоэкономики. Статья писалась в ноябре и рост флагманской криптовалюты рвался к отметке 18000 долларов США за один биткоин. Критики статьи говорили, что я просто не понимаю прекрасного нового мира и приводили в пример ведущих мировых аналитиков, которые пророчили дальнейший бурный рост до 50 000 $ или даже до 100 000 $ за один биткоин. Брошенный камень должен упасть! ( Ницше).

Когда в 2018 году Биткоин начал обваливаться и последовательно стали сбываться прогнозы по правовому и налоговому давлению на крипторынок, подробно описанные в статье, а её части стали появляться в чужих научных докладах, тон разговора специалистов кардинально поменялся. Поменялось и отношение многих традиционных игроков к этому рынку. Такие гиганты как фейсбук и гугл запретили рекламу криптовалют и привлечения в них денег (ico)  во всех своих проектах. У таких рынков как спекуляция на Форкс появилась вторая жизнь и супер-рисковые инвесторы стали возвращаться с крипторынка, однако списывать крипту пока рано.

Кроме очевидной спекулятивной идеи быстро разбогатеть, на криптоэкономику возлагали и другие надежды. И теперь, когда «пирамидные» риски будут сдерживать новых инвесторов, а владельцы несметных криптокапиталов из спекулянтов по неволе превратились в инвесторов, появилась надежда вспомнить сопутствующие крипте общественные запросы. Разделим эти запросы условно на несколько групп. Первая группа – это различные сервисы для удобного функционирования нового криптомира, от различных обменных структур до рейтинговых и аналитических проектов. Не будем в эту группу углубляться, отметим только, что это положительное явление в любом случае, так как создаются новые рабочие места и конкуренция сама регулирует услуги на этом рынке. Вторая группа – создание на базе крипто-структур новых экономических отношений. Например, различные системы смартконтрактов. Смартконтракт регулирует передачу денег и товаров или услуг без необходимого в обычной экономике юридического сопровождения. Это ускоряет и упрощает, а следовательно, и удешевляет сделки. Очевидно, подобные системы появятся и в обычной экономике, но лавинообразное использование этого удобства спровоцировала именно крипта. Можно привести много примеров и долго фантазировать на эту тему, но консалтинг вещь дорогая, и я не хочу отнимать чужой хлеб. Есть, условно, третья группа, которая и является предметом этой статьи.

О дивный новый мир или анархия мать порядка.

В современном мире многие не доверяют – и это вполне оправданно – используемой традиционной финансовой системе. Есть множество примеров, когда государства теряют деньги своих граждан (например, Исландия) или в угоду своим политическим идеям сначала разваливают экономику, а потом покрывают убытки путем конфискации накоплений граждан (например, Аргентина). Есть и другие примеры, которые в итоге приводят к тому, что люди теряют деньги и веру в справедливость – искусственные инфляции (например, Венесуэла), деноминации и хитрые обмены валют.

Например, в РФ люди, положив свои деньги в банк, не могут быть уверены в том, что смогут забрать их тогда, когда это будет нужно, так как банк может оказаться в стадии «банкротства». Информация о плачевном положении банка скрывается регулятором, и в результате банки лопаются как мыльные пузыри, а люди ждут застрахованные суммы, при этом размеров этих сумм не хватит ни на квартиру, ни на машину – соответственно, банк не годится для накопления денег на эти цели.

Дискредитация доверия приводит людей к необходимости создавать различные корзины валют для накопления и инвестиций, но в этом случае деньги оказываются вынуты из повседневного оборота, а от этого страдает как хозяин денег, так и экономика в целом. Есть и другие примеры обмана государствами своих граждан: например, изменение налогового законодательства во Франции привело к массовому налоговому бегству из страны богатых граждан. Люди должны быть солидарны с потребностями и тратами своего государства, в противном же случае они будут «оптимизировать» налоги. Трудно объяснить немцам или французам, что они должны платить больше налогов, чтобы помочь грекам поддерживать сомнительные и огромные государственные траты, которых, к слову, нет ни у одного государства в Европе.

До появления криптовалют необходимость каких-либо изменений мировой финансовой системы обсуждали, но обычно дискурс сваливался в маргинальную сферу обвинений США в необеспеченности доллара реальными активами и призывов к возврату «золотого стандарта». Обычно такое обсуждение заканчивалось предложением торговать за золото тем, кто этого хочет, для тех же кто не хочет – есть свободный рынок: доллары, евро, и т.д.

Доминирование в мировых расчетах доллара США обусловлено тем, что американская экономика составляет без малого четверть мировой, и наличные доллары США не менялись со времени своего выпуска. Найденную заначку прапрадедушки примут в любом магазине, в отличии от валют других стран мира. Репутация и объем торгов определяют доллар США как мировую валюту, до этого был английский фунт и, конечно, через какое-то время появится новый лидер. Возможно, им станет китайский юань, но проблема в том, что использование миром любой валюты не дает преимуществ экономике. Многие экономисты считают наоборот, оправдывая слабость собственной экономики и архаичность регулятора давлением США, но мировой опыт показывает, что это ошибочное мнение. Использование национальной валюты вторично относительно продаваемых товаров и услуг, востребованных в мире.

Для поддержания различных целей национальные финансовые власти, проделывают определенные манипуляции и даже доллар США заметно «подешевел» относительно своей покупной способности десяти- и двадцатилетней давности. Такова цена для граждан США этого мирового доминирования. И гражданин, положивший в сейф круглую сумму денег и решивший потратить их спустя 20 лет, будет сильно удивлен «усыханию» покупательной способности своих долларовых сбережений. Американское государство как бы залезло к нему в «сейф» без грабителей. И это в США, в наиболее стабильной и крупной мировой экономике.

Есть проблема — есть (ли) решение (?)

Деньги (валюты) это способ взаиморасчетов и накоплений. Появившийся крипторынок обещал современные решения на этом глобальном уровне. Свобода передвижения людей, капиталов и идей, будучи безусловным достижением XX века, может и должна развиваться дальше. Технологические решения новой криптоэкономики в теории смогут решить эти проблемы. Легкая и быстрая трансграничная финансовая коммуникация с возможностью выбора налогового резидентства полностью поменяли бы парадигму финансовой системы мира. В этом направлении и будет развиваться криптовалютный рынок. Он будет развиваться, отнимая у регуляторов возможность украсть часть денег посредством инфляции или введения новых налогов. Регуляторы, конечно, не останутся в стороне и будут пытаться брать налоги как по месту оказания услуг, так и в местах производства (продажи) товаров, но это будет уже новый мир.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя