Режиссер: Паскаль Шомель
В ролях: Ромен Дюрис, Мишель Блан, Алиса Белаиди, Гюстав Керверн, Алекс Луц, Шарли Дюпон, Филипп Гранд-Анри, Патрик Декан, Фабрис Адд, Анна Полицевич, Гаэль Судрон, Кароль Треву
Фабрику Жака (Ромен Дюрис) закрывают за ненадобностью, найти работу в небольшом городке не представляется возможным и он коротает время в местном баре вместе с такими же безработными приятелями. Время они там проводят с очевидной пользой для тела и ума: пьют пиво и разыгрывают друг друга самым дурацким образом. Но однажды Жаку поступает предложение от местного авторитета (Мишель Блан), больше похожего на персонажа комедии положений. Респектабельно одетый мужчина просит прикончить его жену-изменницу. Жак поначалу отказывается: и стрелок он негодящий, да и не убивал никогда. Однако потенциальный работодатель настаивает, прилагая весомый аргумент в виде чека с несколькими нулями.
Паскаль Шомель («Долгое падение», «Сердцеед») перемежает работу в кино с работой на телевидении и в обеих ипостасях достигает переменного успеха. Скажем, история про циничного разлучника, сыгранного Роменом Дюрисом, получила благосклонные отзывы критики и зрителей. А от англоязычного дебюта про квартет самоубийц не оставили камня на камне. То же с сериалами. Отлично придуманной и срежиссированной истории про двух братьев – чистильщика мест преступлений и уголовника – «Чистота», предшествовал не слишком удачный ситком про два семейства «Что такое хорошо, то такое плохо». В «Киллере поневоле» Шомель наследует традиции французского гангстерского кино, в частности кинематографу Жана-Пьера Мельвиля и его жестким историям про киллера-одиночку с самурайским кодексом поведения. Правда, снимает он не ремейк, не новую версию мельвилевских сюжетов, а как будто бы обрамленную суровым социальным контекстом – без него во французском кино не обходится почти ни один фильм. Как будто бы – потому что сцены, которыми Шомель с Дюрисом пытаются выжать смех из зрителей, даже забавны лишь отчасти. Киллер-неумеха, по замыслу авторов, то и дело попадает в ситуации одну нелепее другой и действует соответственно. Но и нелепость обстоятельств предсказуема, и поведение непрофессионального убийцы вызывает в памяти десятки таких же примеров, виденных не однажды как в европейских, так и в американских фильмах. Шомель вроде бы и пытается иронизировать и даже шутить, но выходит все больше банально и местами натужно. При этом совершенно неожиданно на первый план выходит тот самый контекст – жесткий и весьма правдоподобный. Вряд ли режиссер задумывал историю именно такой, но двинув в сторону черной комедии, он внезапно выдал социальную драму о французской провинции и ее жителях. Впрочем, в кино чего только не бывает, на то оно и великая иллюзия.