Homo Ludens — cамое знаменитое произведение выдающегося нидерландского философа, историка и культуролога. Это фундаментальное исследование раскрывает сущность феномена игры и ее значение для человеческой цивилизации. Причем, по наблюдению Хейзинги, человек не первое существо на Земле, которому свойственно играть. До нас играли и продолжают играть животные, и человек является человеком, благодаря своей способности вступать в различные игры. Ведь, по сути, вся наша жизнь — игра. И все социальные институты, включая религиозные, и корпоративная этика, и государственная политика—все это тоже не более, чем игра.
«Как бы то ни было, для человека взрослого и наделенного чувством ответственности игра — то, без чего он мог бы и обойтись. Потребность играть становится настоятельной лишь постольку, поскольку она вытекает из доставляемого игрой удовольствия. Игру можно всегда отложить, она может и вовсе не состояться. Она не бывает вызвана физической необходимостью и тем более моральной обязанностью. Она не есть какая–либо задача. Ей предаются в «свободное время». Но с превращением игры в одну из функций культуры понятия долженствования, задачи, обязанности, поначалу второстепенные, оказываются все больше с ней связанными».