Режиссер: Алексей Мизгирев
В ролях: Петр Федоров, Владимир Машков, Юлия Хлынина, Франциска Петри, Мартин Вуттке, Сергей Гармаш, Павел Табаков, Юрий Колокольников, Петр Чубко
Таинственный незнакомец в черном (Петр Федоров) участвует в дуэлях и всегда остается непобежденным. Таким необычным способом отставной капитан Яковлев зарабатывает необходимые 100 тысяч: с их помощью он надеется вернуть себе дворянский титул и настоящее имя. Однако вскоре капитан начинает подозревать неладное и узнает, что выступает от имени графа Беклемишева (Владимир Машков) – персоны демонической, любовника великой княгини (Франциска Петри) и человека, который должен половине петербургской аристократии. Опального дуэлянта это не смущает и он приступает к реализации собственного плана мести – с графом у него, как выясняется, очень давние и очень личные счеты.
Алексей Мизгирев, до сих пор снимавший малобюджетные и очень авторские картины («Бубен, барабан», «Кремень», «Конвой») о российской действительности, совершил резкий поворот и перешел на сторону высокобюджетного кинематографа. При этом он сумел сохранить авторскую и узнаваемую интонацию. Манера съемки Максима Осадчего, малоуместная в «Сталинграде», здесь больше оказалась кстати. Изобразительно фильм отсылает, прежде всего, к шерлокхолмсовской дилогии Гая Риччи. Мир Петербурга похож на киноЛондон времен Конан Дойля – здесь многолюдно, тесно, мокро, грязно, сумрачно, идет нескончаемая стройка. Каменные пространства плотно обступают героев со всех сторон, а потолки залов и кабинетов словно давят на их головы. Однако несмотря на невеселую по описанию картину, реальность весьма насыщена событиями, приключениями, встречами и расставаниями. Это мир необычных людей. Яковлев и Беклемишев словно отражают друг друга и то, что есть в каждом человеке, но в разных пропорциях – дьявольское и светлое начала. Первый – искуснейший стрелок, некогда облыжно обвиненный, оказавшийся на Алеутских островах и чудом спасшийся, вернулся в столицу в поисках справедливости. Второй – патентованный негодяй, ловко манипулирующий своим окружением и управляющий петербургским офицерством. Разумеется, встреч случится не одна и не две: через подручных и лицом к лицу. Разумеется, финальный поединок неизбежен, а развязка предсказуема. Что, впрочем, не мешает режиссеру выстраивать увлекательный сюжет. Понятно, что история, придуманная Мизгиревым, к реальности имеет отношение примерно такое же, какое к ней же имеют экранизации сюжетов из античной истории. В прологе на экране появляются цитаты из «Дуэльного кодекса Российской империи» в том числе и статья, в которой идет речь о возможной замене перед поединком одного участника другим. В действительности такого свода правил не существовало. Был, например, «Манифест императрицы Екатерины II о поединках». Исторических и прочих вольностей в фильме хватает, что не мешает Алексею Мизгиреву оставаться самим собой, даже переместившись на полтораста лет назад.
Мизгирев снимает историю о чести и достоинстве, внятное представление о которых в настоящее время почти утрачено. Бескомпромиссность Яковлева, почти животная вера в восстановление справедливости и в то, что негодяя дОлжно наказать, пусть и ценой собственной жизни, напоминают о предыдущих фильмах режиссера. В его современных историях герои пытались действовать таким же образом, встраиваясь в существующую систему координат. В «Дуэлянте» Алексей Мизгирев, кажется, нашел то, что нащупывал уже давно: отставной капитан Яковлев конгениален предыдущим мизгиревским героям, но то, чего им не удалось добиться в настоящем, оказалось осуществимо полтора столетия назад.