Домой Театр Ромул Великий в Театре на Васильевском

Ромул Великий в Театре на Васильевском

1613
0

Режиссер: Денис Хуснияров

В ролях: Юрий Ицков, Татьяна Калашникова, Михаил Николаев, Арсений Мыцик, Александр Удальцов, Тадас Шимилев / Артем Цыпин, Александр Манцыгин, Алексей Лудинов, Давид Бродский, Мария Щекатурова, Булат Шамсутдинов

Фридриха Дюрренматта в отечественном театре как-то не слишком жалуют – и ставят нечасто, и без ощутимого резонанса. Почему пьесы швейцарского драматурга не пользуются большой популярностью у наших режиссеров объяснить, наверное, можно так – не всегда они оказываются ко времени, а когда оказываются, спектакль могут и не разрешить. Уж слишком психологически точные у него сюжеты и характеры, слишком сильно резонируют реплики и поступки героев с настоящим. «Ромула Великого» Дюрренматт написал в 1948 году. Через девять лет выпустил вторую редакцию. Жанр пьесы драматург определял как «неисторическая историческая комедия».

Из исторического здесь имена героев да общеизвестный факт падения некогда великой и могучей Римской Империи. Флавий Ромул Август получил прозвище Августул, перевод которого звучит довольно уничижительно – «мелкий август». Правил он всего год и отличился, прежде всего, удивительной красотой. Продемонстрировать же подданным и миру качества руководителя не успел по причине малолетства (ему было около 15 лет, когда отец передал престол), а также фатального развития событий. Командир отряда наёмников-варваров Одоакр вошел в историю как человек, свергнувший последнего римского императора. 4 сентября 476 года считается традиционной датой падения Империи. Так что спектаклем по Дюрренматту режиссер Денис Хуснияров и Театр на Васильевском напомнили еще и о круглой дате одного из ключевых событий мировой истории. Аллюзии же на нацистскую Германию, разумеется, очевидны.

Сатирический пафос, имеющийся в тексте, сегодня очень даже к месту и ко времени. То, что местом действия служит не только античная империя, Третий Рейх, а и нынешняя Россия художник Николай Слободяник дает понять при помощи отдельных элементов сценографии. У правой кулисы размещены кухонный стол, плита и чуть поодаль стоит холодильник – такие, какие обычно бывают на больших коммунальных кухнях. По планшету сцены там и сям валяются полуразбитые колонны – остатки прежней роскоши. На капителях сохранившихся водружены бюсты правителей всех времен – от древних до советских. В глубине сцены – курятник, куда ежеутренне наведывается император, дабы проведать своих любимиц. Каждая птица названа именем врагов империи и ее правителя.

Ромул (отличный Юрий Ицков), получивший от драматурга издевательское прозвание Великий – обладатель обычной, даже заурядной внешности, в желаниях и поступках личность совершенно приземленная. Возвышен он разве что в мыслях, среди которых присутствует и совершенно крамольная: империя уже настолько обветшала, что нужно сдать ее варварам, и тогда все завершится более или менее естественным порядком, а сам император, возможно, отправится разводить очередную уникальную породу кур. Если его пощадят, конечно. С тихим еретиком не согласны его жена Юлия (Татьяна Калашникова), дочь Рея (Мария Щекатурова), военный министр внутренних дел (Владислав Лобанов) и даже император Восточной Римской империи Зенон Исаврийский (Тадас Шимилев). Они требуют не сдаваться и биться до конца. Ромул, напротив, убежден, что чем быстрее наступит развязка, тем лучше для всех. Поблизости шныряет предприимчивый антиквар Аполлион (Алексей Лудинов), по дешевке скупающий ценности. Меж тем, правителя гигантских пространств и главу семейства больше волнует производительность кур, нежели судьбы человеческие. В первом действии Ромул выглядит помешанным, особенно на фоне энергичных попыток окружающих изменить ход его мыслей. Во втором действии безумие коллективной идеи сопротивляться варварам становится очевидным. Лучше позволить этой гигантской махине рухнуть немедленно и быстро, чем наблюдать за ее, возможно еще очень долгой, агонией.

Однако публика почти не реагирует ни на острые реплики о долге перед Родиной, ни на ядовитые диалоги о текущем положении дел. Режиссерский посыл пропадает всуе. Происходит это, вероятно, еще и потому, что рисунки ролей далеко не для всех исполнителей прописаны подробно – как того требует текст. Татьяне Калашниковой выдают схематичный образ истеричной стервы, в котором превосходной характерной актрисе и развернуться-то особо негде. Михаил Николаев в роли префекта кавалерии, принесшего весть о наступлении, использует приемы, которые уже видены неоднократно. Органичность и трагикомичность актера как всегда замечательны, но предложить что-то большее режиссер отчего-то не решился. Давид Бродский в роли предпринимателя Цезаря Румпфа, Арсений Мыцик с Булатом Шамсутдиновым в роли камердинеров Ахилла и Пирамы комичны, а местами даже смешны. Однако и им дают меньше того на что они способны.

Романтические сцены между Реей и ее женихом Эмилианом (Алексей Манцыгин), вернувшимся из плена, выглядят неубедительными, по сравнению с бытовыми эпизодами.  В исполнении Марии Щекатуровой Рея – чрезмерно чувствительная и сентиментальная девица, а актер Манцыгин и вовсе диссонирует со всеми остальными, выбрав способ существования известный лишь ему одному.

Попытка осмыслить текст почти 70-летней давности  превращается больше в попытку его проиллюстрировать и в меньшей степени поставить по-настоящему горькую трагикомедию. Сатира – лишь одна сторона пьесы, помещенная в сложный драматический, экзистенциальный контекст. И вот он-то как раз здесь остается лишь намеченным. В итоге версия, выпущенная на сцене Театра на Васильевском, лишь внешне похожа на оригинал, а режиссер, целившийся в «десятку», чаще попадает в «молоко».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя