Домой Санкт-Петербург Там, где нет неба

Там, где нет неба

1879
0

Вопрос о создании большой астрономической обсерватории в окрестностях столицы Российской Империи возник еще в середине XVIII века. На тот момент академическая обсерватория размещалась в здании Кунсткамеры на Васильевском острове, и бурный рост окружающего ее города, сопровождавшийся излишней засветкой ночного неба, стал сильно затруднять проведение наблюдений.

Но лишь несколько десятилетий спустя, в 1827 году, было принято решение о создании новой обсерватории за пределами Петербурга. Выбор специальной комиссии, созданной для поиска подходящего места, остановился на вершине Пулковской горы, отдаленной от нынешнего Московского района, а следовательно, и от края цивилизации, на пятнадцать километров. 3 июля 1835 года, на высоте семидесяти пяти метров над уровнем моря, состоялась закладка нового здания обсерватории, спроектированного Александром Брюлловым. Тогда же озаботились и обеспечением обсерватории всем необходимым оборудованием, заказав его у немецких мастеров. На строительство и обустройство нового исследовательского центра, включавшего в себя саму обсерваторию с тремя наблюдательными башнями и два здания для проживания ученых астрономов, ушло четыре года, а суммарный бюджет проекта составил свыше двух миллионов рублей ассигнациями. Для сравнения, Царскосельская железная дорога, построенная примерно тогда же, обошлась примерно в пять миллионов, вся.

В августе 1839 года обсерватория начала свою работу под руководством одного из основателей звездной астрономии в России Василия Яковлевича Струве. Первые ее исследования были связаны с поиском и изучением двойных звезд, а также астрометрией, то есть изучением движения небесных тел и их расположения относительно друг друга. Составлялись подробные каталоги звездного неба — к слову, самые точные для того времени, — которые обновлялись каждые 20 лет.

В 1890-му году директором обсерватории стал Федор Александрович Бредихин – крупнейший русский астрофизик, чьи исследования охватывали большую часть разделов астрономии того времени. Он исследовал поверхности Марса, Юпитера и Луны, внес значительный вклад в гравиметрию (измерение поля силы тяжести Земли), а его основным достижением стало создание классификации хвостов комет, которой научный мир пользуется по сей день. В честь Бредихина учреждена одноименная премия, которая присуждается за особые заслуги в области астрономии. Обсерватория расцвела под его началом и была дополнена астрофизической лабораторией, а в научный состав обсерватории вошел Аристарх Аполлонович Белопольский – эксперт в области изучения Солнца из Московской обсерватории. После перевода Белопольского, при непосредственном участии Бредихина начались исследования Солнца: фотографирование солнечных пятен, наблюдение хромосферы Солнца (внешняя оболочка, окружающая излучающий слой звездной атмосферы) – это направление в работе обсерватории сохранилось до сегодняшних дней и относится к числу ее основных направлений.

Стоит отдельно упомянуть Пулковский меридиан, который служил точкой отсчета для всех российских мореплавателей и географов вплоть до 1884 года, когда за международную нулевую точку был принят Гринвичский меридиан. На Пулковском меридиане лежат Московский проспект и Пулковское шоссе, он проходит через площадь Победы, Казанский собор, башню Дома Зингера и Троицкий мост. Сейчас в центре Круглого зала главного здания обсерватории осталось напоминание о нем в виде бронзового знака в точке отсчета меридиана.

В начале XX века к обсерватории добавились два филиала для наблюдения за южными звездами, которые были недоступны для наблюдения из Пулково. Одним из них стала астрофизическая станция в Крыму, располагающаяся около поселка Симеиз и переданная под эгиду Пулковской обсерватории астрономом-любителем Н.С. Мальцовым. В наши дни Симеизская обсерватория является самостоятельной организацией и носит название «Крымская астрофизическая обсерватория». А вторым филиалом с 1912 по 1991 год была бывшая обсерватория Морского министерства Российской империи в Николаеве — сегодня это независимое учреждение. Помимо дополнительных наблюдательных точек, обсерватория дополнялась и новым оборудованием: в 1893 г. Был установлен нормальный астрограф, с помощью которого С.К. Костинский произвел точнейшие определения положений и собственных движений звезд, в 1904 г. — зенит-телескоп работы пулковского механика Г.А. Фрейберга-Кондратьева для исследования колебаний широты и движения полюсов мира (нематериальная точка на небе, вокруг которой происходит заметное вращение звезд из-за движения Земли вокруг своей оси), в 1923 году завезли солнечный спектрограф для изучения вращения Солнца, в 1927 – широкоугольный зонный астрограф, установка которого дала новый виток в развитии астрофотографии, и позволила составить каталог околополярного звездного неба, а в 1940 году появился большой горизонтальный солнечный телескоп конструкции Н.Г. Пономарева, снабженный оптикой, изготовленной под руководством Д.Д. Максутова — первый мощный инструмент отечественного производства.

Пулковская обсерватория 1944 год

Во второй четверти XX-века в жизни обсерватории началась «черная полоса». В конце 30-х годов большую часть работников научного центра заподозрили в причастности к «фашистской террористической организации», арестовали, а затем расстреляли. Не успела обсерватория оправиться от удара, как началась Вторая мировая война, во время которой здания обсерватории подвергались постоянным бомбардировкам и были полностью уничтожены. Но многое удалось спасти, в том числе значительную часть библиотеки и часть оборудования. Большинство сотрудников обсерватории призвали на фронт, остальные были эвакуированы в Ташкент и Алма-Ату, где в 1941 году ими, совместно с другими эвакуированными из Европейской части СССР астрономами, был основан Институт астрономии и физики Казахстанского филиала АН СССР, который и сегодня продолжает свою научную деятельность.

После войны, пока здание обсерватории восстанавливалось, астрономы нашли временное прибежище в Арктическом институте на Фонтанке, хотя уже в 1947 на Пулковском холме был установлен зенит-телескоп и ряд других инструментов. А в 1954 году ученые возобновили работу в новом здании с восстановленным и модернизированным оборудованием. В обсерватории был установлен новый рефрактор, большой радиотелескоп, три солнечных телескопа, в том числе и коронограф (телескоп для наблюдения за солнечной короной вне затмений), а в дополнение ко всему при обсерватории открыли собственную оптическую мастерскую, которую возглавил Дмитрий Дмитриевич Максутов. В дальнейшем обсерватория только расширялась. На замену предыдущим филиалам для наблюдения за недоступными звездами пришли Кисловодская горная обсерватория и Станция Кампо-Императоре в Апеннинах.

Пулковская обсерватория оказала большое влияние на развитие не только российской, советской, но и мировой науки, а в ее стенах в разное время работали такие люди, как Николай Козырев – советский астрофизик, разработчик теории протяженных звёздных атмосфер, выдающиеся оптики Дмитрий Максутов и Николай Пономарев, один из основоположников теоретической астрофизики и основатель школы теоретической астрофизики в СССР Виктор Амбарцумян. С Пулковской обсерватории началась и трудовая деятельность Бориса Стругацкого, который проработал в ней в общей сложности порядка двадцати лет. К слову сказать, одно из самых известных произведений братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» во многом обязано появлению на свет именно Пулковской обсерватории, а прототипами героев повестистали реальные сотрудники обсерватории: один из ее уборщиков стал дополнительным прототипом для профессора Выбегалло, а ее директор Александр Александрович Михайлов превратился в директора НИИЧАВО Януса ПолуэктовичаНевструева.

В этом году Пулковской обсерватории исполнилось 177 лет. И сегодня, к сожалению, она столкнулась с теми же проблемами, которые заставили астрономов покинуть Кунсткамеру почти двести лет назад. Разрастание города сделало невозможным использование стандартных телескопов. Если в середине XIX века до города было пятнадцать километров, а в Пулково была тишина и покой, то сейчас обсерваторию от той же КАД отделяют всего четыре километра. Небо стало засвеченным, а значит, по меркам астрономов, в Пулково его больше нет. Помимо засветки неба существует и проблема застройки парковой зоны обсерватории – согласно изменениям последнего времени, внесенным в Генплан, семьдесят пять процентов парковой зоны отводится под строительство жилых и иных комплексов. И хотя на данный момент, из-за кризиса, стройка приостановилась, происходящее в любом случае ставит под угрозу большую часть исследовательских программ обсерватории. Поэтому большую часть исследований переносят в филиалы в Кисловодске и Апеннинах, а в Петербурге сохраняются лишь исследования Солнца и обработка данных, получаемых от международных проектов.

Сегодня Пулковская обсерватория вынуждена менять устоявшийся рабочий уклад чисто научного заведения. Помимо того перечня научных исследований, которыми она по-прежнему может заниматься, невзирая на «отсутствие» неба, обсерватория планирует стать культурно-просветительским центром, посредством которого будет популяризироваться наука в целом и астрономия в частности. Новую концепцию развития обсерватории презентовали на недавно прошедшем фестивале «Пулковский меридиан», который привлек к себе внимание множества людей, часть из которых впервые смогла вблизи познакомиться с одним из старейших и уважаемых научных центров Петербурга. В дальнейшем этот фестиваль планируется проводить несколько раз в год, в то время как немалая часть повседневной деятельности обсерватории будет направлена на популяризацию науки, привлечение молодежи к изучению астрономии и на разрушение стены между обывателями, далекими от серьезных исследований, и астрономами- учеными. И хотя новая концепция выглядит мерой вынужденной, и во многом продиктованной не только изменившейся географией города, но и государственными приоритетами в распределении бюджета, она вполне может способствовать появлению в Санкт-Петербурге уникальной территории с уникальной средой, объединяющей в себе науку и отдых.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя