Режиссер: ТерриГиллиам
В ролях: Джонатан Прайс, Роберт Де Ниро, Ким Грайтс, Иэн Холм
Знаменитый роман Джорджа Оруэлла «1984» несомненно оказал огромное влияние на развитие жанра антиутопии в массовой культуре. Оруэлловские мотивы заимствовались, например, Муром при написании «V–Значит Вендетта», Уиммером для «Эквилибриума» и студией «Valve» при создании «Half-Life 2».
Книга получила несколько самостоятельных экранизаций: первая – вольная, 1956 года, вторая – официальная, символично вышедшая на экраны в 1984 году, а третью – выпущенную в прокат в 1985 году под названием «Бразилия», принято относить к числу интерпретаций, хотя официально она таковой не является.
Сюжет «Бразилии» разворачивается в обществе, помешанном на бюрократии, вокруг мелкого клерка Сэма Лаури (Д. Прайс, знакомый современному зрителю по роли Его Воробейшества из «Игры Престолов»), который пытается отыскать девушку из своих снов. Джил Лэйтон (К.Грайтс) – та самая девушка из снов – становится свидетельницей ошибки, допущенной «отделом информационных исправлений» в глобальной Системе, которая «не может ошибаться». Естественно, допустить даже малейший подрыв репутации Системы недопустимо, поэтому свидетеля нужно устранить. Сэм, случайно столкнувшийся с Джилл, решает помочь ей любой ценой, после чего героям вместе предстоит найти выход из сложившейся ситуации.
Фильм, во многом повторяющий сюжет оригинального романа, изначально должен был носить название «1984 ½». Существенное его отличие от первоисточника в том, что «Бразилия» не погружает зрителя в состояние угнетенности, благодаря разбавлению пугающей темы тотального контроля над обществом демонстрацией доведенных до абсурда методов Системы. Такой приём помогает лучше понять идеи режиссера, и сделано это настолько умело, что зритель поначалу смеется над происходящим, а потом начинает ловить себя на мысли «что-то мне это всё напоминает…». К тому же, благодаря такому приёму, внушительный хронометраж фильма в почти два с половиной часа смотрится очень легко.
В итоге мы имеем отличную трагикомедию с элементами сатиры, актуальную до сих пор и с легкостью проецируемую на современные общества, в которых бумажная волокита занимает почётную нишу.