Ямская слобода. В XVIII самая окраина Санкт-Петербурга. Территория, ограниченная Лиговским каналом (ныне Лиговский проспект) с одной стороны, а с другой – улицами Грязной (ныне Марата) и Ямской (ныне Достоевского), застроенная низкими деревянными домами – извозчицкими дворами. В 1790-х на ее территории появился рынок, названный по имени слободы – Ямским. На площади, ограниченной нынешними улицами Марата, Разъезжей и Боровой работало около сорока лавок, торгующих продуктами: в основном мясом, солью и мукой. Так как популярность рынка росла, а сам он с трудом мог отвечать требованиям удобства и санитарии, было принято решение построить под его нужды новое здание.
Здание это было построено в 1817-1819 годах по проекту и под руководством Василия Петровича Стасова – известнейшего русского зодчего, создателя Троицкого и Спасо- Преображенского соборов, здания Конюшенного двора, Нарвских и Московских триумфальных ворот. Ямской рынок – треугольное по конфигурации здание на невысоком цоколе, украшенное по внешнему периметру дорическими колоннами. Благодаря крупному масштабу здания, мерному шагу колонн и отсутствию лишнего декора, Ямской рынок стал воплощением выразительного и мощного архитектурного образа, превратившись в настоящий памятник архитектуры классицизма.
В новых помещениях Ямского рынка стали работать 28 лавок, в основном торгующих мясом, поэтому в народе его часто называли Мясным рынком. В начале ХХ века его старостой был крупный мясоторговец Константин Иванович Смирнов. .
В 1927 году в квартале от Ямского рынка открылся новый, только что отстроенный Кузнечный рынок, и вся продуктовая торговля окончательно переместилась туда. В освободившемся здании советская власть в 1920-х годах разместила завод по производству торгового оборудования, затем долгое время использовала его как склад, а в 1960-х в нем открылся крупнейший в городе комиссионный мебельный магазин, получивший общегородскую известность и просуществовавший вплоть до 1990-х. Название «Ямской» на долгие десятилетия ушло из лексикона горожан, сменившись обиходным названием «Круглый». К девяностым годам здание было сильно запущено, страдая от отсутствия ремонта и свой нынешний, восстановленный исторический, облик приобрело уже в нулевых. Сейчас здание занимает ТРК «Ямской», а его площади снова заполнены мелкими торговыми секциями: продукты, промтовары, ремонтные мастерские, услуги быта, скупка-продажа, антиквариат…
На здание Ямского рынка всегда были падки кинематографисты. Он засветился во многих фильмах, в числе самых, наверное, известных можно назвать многосерийную эпопею “Рожденная революцией”, “О бедном гусаре замолвите слово”, “Собачье сердце” и советский исторический детектив “Ларец Марии Медичи”.Эпизоды, связанные с Ямским рынком в последних двух могут вызвать легкое смещение в пространственном восприятии у любого петербуржца.
Так, например, профессор Преображенский в «Собачьем сердце» впервые встречает Шарика при выходе как раз с Ямского рынка, а спустя два кадра оба оказываются на Моховой улице, у дома 27-29 (бывший доходный дом страхового общества «Россия»), изображающего в фильме калабуховский дом. То есть предполагается, что за кадром профессор с собакой прошли примерно 1 км по ул. Марата до Невского проспекта, потом примерно с полкилометра по Невскому до Литейного проспекта, затем еще примерно 1 км по Литейному, потом метров 70 налево по ул Белинского, и еще метров 200-300 направо, уже по Моховой улице. Правда, в кадре подходят они к “калабуховскому дому” не слева, а справа, а значит со стороны ул. Пестеля, а это дополнительный крюк еще примерно на 1 км пути.
С “Ларцом Марии Медичи” все обстоит еще удивительнее с точки зрения пространственных искажений. По сюжету, один из основных подозреваемых работает продавцом в том самом комиссионном мебельном магазине, расположенном в здании Ямского рынка. Следователь заходит к нему и договаривается о встрече после работы. Далее происходит следующее: подозреваемый выходит из магазина, смотрит вдаль, замечает ожидающего его следователя и спадает с лица. А в следующем кадре показан сам следователь, высматривающий своего визави. Но стоит он при этом на набережной Фонтанки у пирса для прогулочных катеров… то есть примерно в шести кварталах от Ямского рынка.
Впрочем, кино есть кино, и придираться к таким мелочам, наверное, не следует. В конце концов, эти «пространственные ляпы» ни чуть не умаляют прочих достоинств обоих фильмов, и для зрителя-не петербуржца столь же незаметны, как «пространственные скачки» Нади из «Иронии судьбы…», которые она совершает во время ночной прогулки по городу, или скачкообразные передвижения погони из «Приключений итальянцев в России» – хотя и там кладоискатели укрываются за воротами Петропавловской крепости, с ужасом наблюдая за львом, бегущим по Дворцовой площади.
Здание Ямского рынка не столь узнаваемо как Петропавловская крепость или Медный Всадник, но тем не менее это одно из красивейших и по-своему уникальных зданий Петербурга. Оно не раз служило декорацией к фильмам и можно предположить, что и в будущем кинематографисты еще не раз обратят на него свое внимание.