Режиссер Бениамин Коц
В ролях: Сергей Волков, София Никифорова, Сергей Филатов, Анна Жмаева, Вероника Фаворская
Театр имени Ленсовета продолжает свою программу поддержки молодых режиссеров, предоставляя для их дебютов и экспериментов Малую сцену. Как раз к последнему можно отнести постановку «Венчания» молодого польского режиссера Бениамина Коца. Тексты Витольда Гомбровича в отечественном театре не жалуют. Как и тексты многих других польских авторов – Выспяньского, Ружевича, Виткевича, Гловацкого и т. п. Целый пласт драматургии в свое время был пропущен, сейчас пытаются наверстывать. Правда, то и дело обнаруживается, что часть драм уже морально устарела, режиссеры не могут подобрать адекватный сценический язык, отчего просмотр таких постановок бывает утомителен.
![](https://pulse.ru/wp-content/uploads/2019/04/IMG_7791-200x300.jpg)
Для польского театра «Венчание» то же, что «Гамлет» для британского, местами даже более сновидческий. Бениамин Коц усиливает это впечатление: отдав две мужские роли в своем спектакле актрисам, увеличивает гендерный перевес в пользу женщин. Наблюдать за молодыми артистами как они работают с непростым текстом, как местами борются с ним весьма любопытно. Текстам Гомбровича, к слову, психологизм противопоказан по определению. София Никифорова в роли Хенрика – князя и сына – ведет свою роль больше как психологически реальную, чем гротескную. Когда-то юноша ушел на одну из очередных войн, а по возвращении застал родной дом в страшном запустении и родителей в могилах. Его невеста Мария (Вероника Фаворская) превратилась в угловатую и забитую служанку Маню. Когда-то Хенрик хотел возвысить и прославить своего отца, любовь к Марии, но – предал все и всех. Придя на родное пепелище, он пытается воссоздать тот ушедший мир усилием воображения. Для преображения пространства герои закрепляют огромное белое полотнище таким образом, что по форме оно напоминает шатер. И в этом шатре появляются князь – отец Хенрика (Тоня Сонина), княгиня – мать (Анна Жмаева) и Мария в подвенечном платье и бесконечной фате. Пластику униженных, раздавленных судьбой людей сменяют благородная осанка, походка, жесты. Мария – нежна и прекрасна. Князь легче сносит удары судьбы и оскорбление достоинства. Княгиня сохраняет любовь к сыну и также эмоциональна, как и в другом своем изводе. Группу сомнамбулических персонажей завершает Владо (Сергей Филатов), друг Хенрика. Он играет то ли привратника у врат Ада, то ли вернувшегося (ненадолго) с того света для сбора смертельной жатвы. Из общего ряда явно выбивается Сергей Волков в роли Пьяницы. Здесь он снова играет беспримесного негодяя, почти абсолютное зло — убедительно и сильно. Но выглядит это так, словно его герой к миру данного спектакля отношения не имеет.
![](https://pulse.ru/wp-content/uploads/2019/04/IMGL2750-300x200.jpg)
Логично было бы в качестве эпиграфа к спектаклю Бениамина Коца взять реплику именно из «Гамлета»: «Какие сны в том смертном сне приснятся». Что было бы абсолютно верно, так как пьеса открывается сном польского солдата, а заканчивается тотальным крахом главного героя, который создал иную реальность и сам же ее и разрушил. Режиссер предпринял попытку рассказать историю современного человека, больше не способного к диалогу, отказывающегося верить в Бога, и занимающегося саморазрушением. Актеры с разной долей успеха справились с поставленной режиссерской задачей, самому постановщику не везде удается преодолеть символизм текста, однако тот факт, что молодые люди взялись перенести на сцену сложнейшую драму Витольда Гомбровича заслуживает всяческого уважения и внимания.