Домой Общество Экоинформалогия

Экоинформалогия

2727
0

Учитывая опыт и всю ту техническую амуницию, которой homo sapiens успел вооружиться за предыдущую сотню лет, улучшив свое бытие, нынешний век должен был бы стать веком не только изобилия, но и всеобщего просвещения, потому что «бытие определяет сознание».

Двадцатый век – век реактивных двигателей, освоения космоса, атомных и водородных бомб, мирного атома, пластика, лазера, компьютера, антибиотиков, генетики, психоанализа, кинематографа, телевидения, Интернета… Перечень новшеств, подаренных человечеству за предыдущее столетие, можно продолжать достаточно долго. Не все из этого перечня может считаться стопроцентным благом, но глядя на то, какой цивилизационный прорыв совершило человечество за несколько десятков лет, в пору было предположить скорое наступление долгожданного светлого будущего. И именно такой сценарий развития событий приходил в светлые головы большинства фантастов-футурологов, на книгах которых успело вырасти не одно поколение. Вместо этого, ценою проб и ошибок, а в отдельных случаях и ценою больших потерь, человечество, кое-как перевалив за отметку «нулевого» года, вступило всего лишь в век двадцать первый – век информации.

И хотя такой прорывной, кровавый, прекрасный и противоречивый двадцатый век так и не родил на свет нацеленную на достижение всемирного благоденствия обновленную модель homo sapiens, он успел научить homo осторожности. В итоге мы достаточно хорошо знаем, как обезопасить себя от вирусов, инфекций, радиации, воров, угонщиков и прочей нечисти. Нас научили, что нельзя совать пальцы в розетку и что опасно стоять под стрелой, но мы совершенно не обучены справляться с основным достижением новой эпохи, которое одновременно является и ее основной напастью – свободой информации. То есть, в большинстве своем, мы думаем, что знаем, как защитить свою личную информацию от чужого вмешательства, но совершенно не понимаем, что прежде нужно было бы научиться защищать собственную жизнь от вмешательства самой информации.

Убаюканное относительной сытостью, наличием крова над головой и испытывая чувство (опять же относительной) безопасности большинство с упоением купается в непрекращающемся потоке информации, млея от ее разноголосицы. А та, тем временем, наседает все настойчивей и агрессивнее. Рекламные плакаты, листовки, звуковые объявления, музыка из чьих-то динамиков или собственных наушников, телевизионные программы, радио, разговоры сослуживцев, интернет и социальные сети. Очень сложно не потонуть в этом агрессивном информационном потоке, и большинство из нас действительно тонет, зачастую теряя ту часть себя, которая означена горделивым эпитетом sapiens.

Такие эпитеты как «разумный» или «понимающий» предполагают наличие самостоятельного мышления. Но многие ли могут похвастаться его наличием в наш век всеобщей информатизации? Большинство даже не замечает, что постоянно находится под внешним управлением непрекращающегося информационного потока, который не только диктует нам правила жизни, но и навязывает определенные стереотипы мышления и модели поведения. Под влиянием рекламных слоганов, политических лозунгов, всевозможных «прямых эфиров» и ток-шоу, бесконечных сериалов и «френд-лент» из социальных сетей мы превращаемся в подобие зомби. Нам говорят, что есть и пить, как одеваться, где и когда отдыхать, какие фильмы смотреть, за кого голосовать на выборах и как относиться к той или иной части населения.

Будучи согласными с тем утверждением, что «человек – то, что он ест», мы совершенно не учитываем, что информация является такой же едой для человека, как любая пища – для желудка. Но человек более склонен прислушиваться к требованиям собственного пищеварительного тракта, нежели к потребностям вместилища собственного разума. Хотя основа «техтребований» к правильному содержанию этого вместилища практически та же, что и у желудка: нельзя есть откровенную отраву, стараться употреблять здоровую пищу, периодически баловать себя «вкусняшками» и не переедать. Подавляющее большинство живет по другим правилам, вообще не считая нужным разделять потребляемую им информацию на вредную и полезную, как и не считая нужным ограничивать ее количество. Более того, это самое большинство зачастую пребывает в полном неведении по поводу того, что определенную информацию просто не следует употреблять в силу отсутствия у себя навыков, необходимых для ее «переваривания».

Ведь что есть информация? Для человека – это все то, что его окружает, и все то, что воспринимается им посредством органов чувств. Но то, что человек видит, слышит, обоняет, ощущает и вкушает – всего лишь данные, которые должен обработать и разложить по своим полочкам мозг. И в этом достаточно сложном процессе важна даже не столько сама информация, сколько качество мозга, которому предстоит ее обработать. Именно на его логическом центре лежит ответственность за нахождение смысла поступивших данных и качество сделанных выводов. Кроме того, прежде чем начать делать выводы, логический центр должен отделить правдивые данные от ложных. Следовательно, чтобы логический центр правильно работал, нужна соответствующая подготовка: ведь он может делать выводы только на основании знаний и опыта, уже заложенных в него. Пример общеизвестного логического ряда: «если у зверя хвост и лапы, как у собаки и лает он как собака, то это собака», не работает в случае с человеком, который не ведает, что такое собака. Глупо спрашивать об отношении к Первой мировой войне у человека, который считает, что главным ее сражением было Ледовое побоище. Не менее глупо в вопросах движения небесных тел прислушиваться к мнению человека, далекого от астрономии.

Понятно, что сложно ориентироваться в целом потоке данных, водопадом низвергающихся в наши глаза и уши, но делаем ли мы хотя бы усилие, чтобы выделить из этого потока объективные данные? Нет, ведь для большинства уже нормой стало довольствоваться не фактологией, а ее толкованием. Целые вереницы непонятных людей из инфопотока изо дня в день преподносят нам не столько факты, сколько готовые их интерпретации, зачастую подменяя этими интерпретациями сами факты. Самое удивительное, что у подавляющего большинства не возникает даже тени сомнения в том, что им преподнесли истину, так же как не возникает даже мысли обратиться к альтернативным источникам информации.

Уильям Кентридж. Человек с мегафоном.

Верх идиотизма заключается в том, что, будучи сами некомпетентными во многих вопросах, мы с готовностью внимаем словам столь же некомпетентных людей, уподобляясь идущим за слепыми поводырями. Кем-то выдаваемые нам избитые стереотипы или массовые эмоции мы уже привычно принимаем за стройный логический анализ, совершенно не понимая одной простой вещи. В ситуации, когда логический центр не обременен наличием должной подготовленности, а значит не способен выдать верный ответ – главенствующая роль в решении вопроса перейдет в область стереотипов и эмоций. А много ли людей могут похвастаться умением управлять собственными эмоциями? Причем мало кто, будучи на эмоциональном взводе, заметит то, что в отсутствии самоуправления, его эмоции умело подогреваются и управляются извне. Казалось бы, что в этом страшного, и почему бы немного не поэмоционировать? Но ведь именно на создании и подогревании эмоций, замещающих рассудочную деятельность, зиждется практически вся система манипулирования сознанием масс. И именно эта система успешно применяется не только в безобидной рекламе и уже не столь безобидной пропаганде, но и в предвыборных гонках, и при ведении так называемых информационных войн, от которых, к сожалению, уже недалеко остается и до войн настоящих. Причем тактика, применяемая этой системой – порождение далеко не вчерашнего дня: она оттачивалась столетиями, дойдя в наши дни до апогея своего развития, благодаря информационным технологиям, достигшим невероятных высот. Но тех, кто запускает современную машину управления общественным сознанием и не брезгует при этом пускать в ход самые избитые и гнусные алгоритмы, созданные для управления толпой, даже сложно в чем-либо обвинять. По сути, они всего лишь следуют правилу, с которым все знакомы с детства: «пока живут на свете дураки, обманом жить нам, стало быть, с руки». А единственный способ перестать быть дураком – научиться мыслить самостоятельно.

К тому же в наше время сделать это гораздо проще, чем когда бы то ни было. Мы живем в век информации. И никогда прежде у человечества не было столь неограниченного доступа к получению данных на любой вкус и цвет. Удручает то, что живя в столь удивительное время, когда без особых усилий можно черпать не просто информацию, но знания, приближая приход давно ожидаемого просвещенного века, человечество выбирает другой путь. Как выразился персонаж одного небезызвестного фильма: «Они ничего не хотят знать, они только жрут».

Такой способ существования действительно наиболее прост в применении: зачем утруждать себя поиском полезной информации, когда другая, кажущаяся наиболее «вкусной», сама идет в руки. Придя домой проще включить телевизор, чем интернет, а в интернет гораздо проще погрузиться, чем в книгу. Но и в первое, и во второе, и в третье подавляющее большинство лезет не в поисках знаний и не с целью самосовершенствования, а чтобы убить время, развлечься или, за отсутствием у себя разумного начала, подпитать себя эмоциями. В данной картине мира даже книги не могут считаться панацеей. Как тонко заметил китайский мудрец: «Слишком начитанный человек дуреет от книг. Стоит спросить его совета, и он ответит заемными словами». Правда, доживи мудрец до наших дней, он, скорее, изменил бы свое отношение к книгам: при выборе между ними, интернетом и телевизором, книги, наверняка, представились бы ему наименьшим из зол. Но мудрый китаец в основе был прав: любой избыток «пищи» для ума – зло ничуть не меньшее, чем ее недостаток. Особенно в наше время, когда на человека ежедневно наваливается толстенный слой абсолютно пустой и откровенно никчемной информации. И хотя рядом лежит не менее толстый слой информации нужной, значимой и полезной, человек упорно не хочет к нему обращаться, предпочитая всецело зависеть от первого слоя. Насколько эта зависимость сильна, каждый может определить сам, проведя над собой простенький эксперимент и устроив себе сутки полной информационной тишины. Если за двадцать четыре часа общения только с самим собой – без мобильника, радио, телевизора, плеера, интернета, газет, книг и общения с окружающими – не наступит никаких реакций физического, нервного или психологического свойства, то еще не все потеряно. А вот наступление каких бы то ни было нездоровых реакций на отсутствие привычного информационного шума будет означать наличие серьезных проблем.

Что касается направления, в котором в наше время должен, наверное, стараться двигаться каждый, то в общих чертах его обозначил еще сэр Артур Конан Дойл устами, созданного им литературного персонажа:«…человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите…Напрасно люди думают, что у этой маленькой комнатки эластичные стены и их можно растягивать сколько угодно».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя