Домой Кино Быть или не быть/ To Be or Not to Be (1942/1983)

Быть или не быть/ To Be or Not to Be (1942/1983)

1677
0

Режиссер Эрнст Любич

В ролях: Джек Бенни, Кэрол Ломбард, Роберт Стэк, Стэнли Риджес, Том Дуган, Зиг Руман и др.

Варшава. 1939 год. На сцене «Театра Польски» идут спектакли с участием знаменитой актерской супружеской пары Юзефа и Марии Тура. Мария любит своего тщеславного, ранимого и ревнивого мужа, однако совсем не прочь пофлиртовать с одним из своих преданных поклонников. В театре идет «Гамлет», Юзеф играет в нем главную роль. Самое удобное время пригласить красавца-летчика в свою гримерку – монолог Гамлета. Как только Юзеф выходит на сцену и произносит «Быть или не быть…», из первых рядов партера вскакивает военный и выходит из зала, ввергая актера в депрессию на почве актерской непризнанности. То же самое повторяется и на следующий вечер. Юзеф Тура растерян и унижен – неужели он окончательно лишился своего актерского дарования?! Но душевная драма не успевает полностью развиться, так как в театр приносят страшное известие о том, что фашистская Германия напала на Польшу. Театр переходит на осадное положение, а летчик-воздыхатель отправляется на фронт. Правда, вскоре вновь появляется в Варшаве с целью выполнить задание по спасению варшавского подполья. Он обращается к Марии за помощью, та попадает в смертельную ловушку. Теперь спасти положение может только Юзеф Тура вместе с театральной труппой – ведь как раз перед началом войны театр репетировал антигитлеровскую пьесу «Гестапо», и хотя пьесу запретили, костюмы остались, да и роли все знают назубок…

Антивоенная, антинацистская кинокомедия Эрнста Любича вошла в историю кинематографа как одна из лучших картин этого жанра. В 1943 году фильм номинировался на «Оскар» в категории «Лучший саундтрек для драматических/комедийных картин», но награды не получил.

Фильм снят в 1942 году, в самый разгар войны. Были люди, которые сходу обвинили режиссера в незнании реалий оккупированной Польши, в том, что поляков он показал на уровне геббельсовской пропаганды, да и вообще посмеялся над военной трагедией. Однако само время доказало их неправоту. Фильм и сегодня выглядит актуальным, и в нем нет и намека на пропагандистские штампы. Это кино с увлекательным сюжетом, замечательными диалогами, полный юмора и иронии, очень смешной и в то же время трогательный.

Сорок лет спустя после первого выхода на экраны фильм удостоился нового прочтения. Ремейк «Быть или не быть» снял в 1983 году режиссер Алан Джонсон. Роли четы Тура в нем исполнили Мэл Брукс и Энн Бэнкрофт. Сюжетно в ремейке практически ничего не изменили. Разве что поменяли имена главных героев – Юзеф и Мария Тура превратились в Фредерика и Анну Бронски – и добавили пару сюжетных линий с подробностями из жизни оккупированного нацистами города. Следуя по этим линиям, героям приходится спасать от нацистов не только подполье, но и целую группу евреев, и театрального костюмера-гомосексуалиста. Второй вариант «Быть или не быть» ничем не уступает первому, но и ни в чем его не превосходит. Поэтому лучше смотреть оба варианта. Каждый из них по-своему хорош, а в плане юмора и реализации имеющегося в сценарии сюжета сугубо индивидуален. К тому же обе версии способны подарить зрителю море хорошего настроения и удовольствие от действительно хорошего кино.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя