Домой Город СТОЧНАЯ МЕХАНИКА И ОПТИЧЕСКИЙ ОБМАН (фельетон)

СТОЧНАЯ МЕХАНИКА И ОПТИЧЕСКИЙ ОБМАН (фельетон)

1613
0

Механизм смещения Владимира Васильева, ректора одного из крупнейших вузов города, Национального исследовательского университета ИТМО, с трона главы ректорского сообщества Санкт-Петербурга, по мнению PULSE, оказался прост как все гениальное. Но автор его, увы, нашей редакции пока неизвестный, вполне может претендовать на звание доктора конспирологии.

Поскольку, чтобы придумать такую точно сработавшую и очевидно-эффективную схему, явно требовалось проанализировать все существующие методы освобождения влиятельного человека от давно и прочно занимаемой им должности. Проанализировать – и отмести как несостоятельные. Работая с 1983 году в Ленинградском институте точной механики и оптики (ЛИТМО), избранный в 1996-м ректором вуза, получившего двумя годами ранее статус университета, занимая пост председателя Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга с 2004 года, а вице-президента Российского Союза ректоров с 2006-го, член-корреспондент Российской академии наук с 2011 года и почётный гражданин Санкт-Петербурга с 2013-го, Васильев представляет собой такой «крепкий орешек», который не то что не расколешь, но и с горки так вот запросто не скатишь.

Орешек знанья тверд,

Но все же

Мы не привыкли отступать!

Нам расколоть его поможет

Киножурнал «Хочу все знать».

(Советское телевидение, “ХВЗ”)

Всем известны такие разработанные советской наукой методы смещения ответственного товарища из руководящего кресла, как «возгонка» и «парашютный вариант».
Под возгонкой понимается принудительное перемещение ответработника вверх по карьерной лестнице. Как бы возгоняемый ни упирался, ему (ей) настойчиво-доброжелательно говорят: «Надо, Федя!» или, точнее, «Надо, Валя!» Ни для кого не секрет, что экс-губернатор Петербурга В.И. Матвиенко очень не хотела покидать Смольный, пока не выполнит всех-всех обязательств перед горожанами. Однако ей все-таки пришлось уйти наверх «по совету друзей», чтобы официально стать третьим по значению лицом в государстве, возглавив Совет Федерации. Часто бывает при этом, что вскоре после повышения оторвавшийся от почвы начальник, к примеру, в армии – командир, вполне успешно командовавший батальоном, с полком уже не справляется и быстренько сам «вылетает из обоймы». Не таковой, однако, оказалась наша Валентина Ивановна, значение которой в России действительно многократно повысилось назло недоброжелателям.

Женщина выдающегося ума.

Характер такой… ей бы фронтом командовать!
(Телефильм “Покровские ворота”)

Парашютный вариант подразумевает плавное, ласковое опускание нежелательного начальству сотрудника. Задачей является уберечь его от удара пятой точкой о земную твердь. Причём парашюты бывают разных систем: от примитивно-золотого, то есть энной суммы денег или пенсиона, до кормяще-должностного, в смысле назначения на малозначительную, зато «хлебную» должность. В Российской империи, кстати, советникам городских управ – магистратов при весьма прижимистом государе Петре Великом вовсе никаких казенных окладов не полагалось, сами должны были кормиться за счет подношений опекаемых горожан. Правда, если бургомистр с присными чересчур усердствовал, выжимая из вверенного населения слишком много, царь возносил его повыше, то есть вешал на воротах собственной усадьбы в назидание иным своим соратникам. Ни “парашют”, ни “возгонка” к Владимиру Васильеву явно неприменимы. Подкупать его никаких денег не хватит, а карьерный рост по линии ректорского сообщества ему, вице-президенту Российского Союза ректоров, тоже трудно предлолжить.

Гамлет: Я нуждаюсь в служебном повышении.
Розенкранц: Как это возможно, когда сам король назначил вас наследником датского престола?
(“Гамлет”. Шекспир в переводе Пастернака)

Перемена первого лица петербургского клуба ректоров путём простого избрания на роль председателя другого кандидата оказалась также делом невозможным. Штука в том, что, как пояснил корреспонденту PULSE один из столпов ректорского сообщества, при содействии Васильева в Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга было принято немало господ, имеющих весьма сомнительные основания для членства в данной престижной структуре. Зато теперь, когда право голоса в ней они уже получили, все как один голосовали бы “за” своего благодетеля. Вот почему – специально для данной оказии – был придуман уникальный метод, который PULSE предлагает назвать “смещение замещением”. Вместо того чтобы непонятно как “сливать” председателя структуры, подменяется сама структура. Особенно удобно было делать это в нашем “двойном регионе”. Уж сколько раз общественное мнение склонялось к идее – в целях всяческой экономии и сокращения госаппарата – объединить город Санкт-Петербург и окружающую его Ленинградскую область. Но власти двух субъектов Федерации не спешат “слиться в экстазе” – и правильно ведь!

Торопиться не надо!
(“Новые приключения Шурика, или Кавказская пленница”)

Летом, когда вузы находятся в состоянии чрезвычайной занятости приемом абитуриентов, а одновременно преподавательских отпусков и студенческих каникул, параллельно с никуда не девшимся Советом ректоров вузов Санкт-Петербурга был образован объединённый Совет государственных вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Область, конечно, добавила совсем немногих ректоров – двух,больше там не нашлось государственных вузов. Зато в Объединённый совет знаково вошёл ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев, до того воздерживавшийся от участия в общеректорской тусовке.
Примечательно, что все внутренние органы Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга были, ровно как в телепередаче “Точь-в-точь”, продублированы один к одному в новом объединённом Совете. Так что на первый взгляд вроде бы вообще ничего не изменилось. Хотя тут налицо очевидный оптический обман…

Главное, вижу, что обман, только не понял, что оптический!
(Кинофильм “Мы с вами где-то встречались”)

Главная существенная перемена – в руководстве нового ректорского клуба. Председателем объединённого Совета ректоров государственных вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области был избран иной уважаемый учёный – ректор “Тряпочки”, как именуют в просторечии Университет технологии дизайна,Алексей Вячеславович Демидов. К нему под крышу на Большую Морскую улицу, 18, въехал Исполнительный директорат объединённого Совета ректоров как межрегиональной общественной организации. А 19 июля там же, в “Тряпочке”, состоялось совместное заседание двух параллельных ректорских клубов, на котором ректоры как очень умные люди проявили отличное знание неевклидовой геометрии Лобачевского и в очередной раз доказали, что параллельные прямые, когда надо, отлично-таки пересекаются и даже вообще присоединяются одна к другой. Историческое решение звучало так: «Сохраняя 45-летнюю традицию Совета ректоров вузов Ленинграда-Санкт-Петербурга, реорганизовать РОО «Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга» путем объединения с МОО «Совет ректоров государственных вузов Санкт-Петербурга и Ленобласти». В результате реорганизации в форме присоединения председателем стал уважаемый г-н Демидов, а премного уважаемый г-н Васильев получил почётную должность президента. Что и требовалось доказать.

Представление окончено. Занавес!
(Телесериал “Фарца”)

Сергей Бару

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя