Режиссёр: Мартин МакДона
В ролях: Колин Фаррелл, Брендан Глисон, Керри Кондон, Барри Кеоган, Дэвид Пирс, Пэт Шортт, Гари Лайдон, Шейла Флиттон, Джон Кенни
Начало XX века. Обособленный остров Инишерин на задворках Ирландии, на котором жизнь течет по давно сложившемуся укладу. Где-то вдалеке, на большом острове идёт гражданская война, однако жителям Инишерина до неё нет никакого дела, и слушая доносящиеся оттуда выстрелы, они рассуждают о том, что даже не знают кто там против кого и ради чего воюет. Основной сюжет сходу закручивается вокруг местного фермера Подрика (Колин Фаррелл), который, как обычно, зашёл за своим закадычным другом Колмом (Брендан Глисон), чтобы вместе идти в паб, а тот его сначала молча послал, а потом и вовсе решил «забанить по жизни». Потому что он, Колм, хочет остаться в истории, сочиняя музыку, а Подрик скучный и отнимает у него время своими тупыми разговорами. А чтобы до того дошла вся серьезность ситуации, Колм обещает начать отрезать себе по пальцу на левой руке каждый раз как Подрик решит с ним заговорить.
Конечно же, отвергнутый с таким поворотом не согласен, и конфликт постепенно начинает набирать обороты, задевая ближайшее окружение горе-друзей. Оно представленно сестрой Подрика Шивон (Керри Кондон), полицейским, его сыном-местным дурачком (Барри Кеоган), священником и странной старухой, которая любит говорить о смерти и делать зловещие предсказания. Ещё один ряд героев составляют животные, главными из которых являются Джейн – любимая ослица Подрика и пёс Колма.
Мартин Макдона остаётся верен своему внутреннему метроному, снимая по одному фильму в пятилетку. В случае “Банши Инишерина” он вернулся и к проверенному в “Залечь на дно в Брюгге” блистательному дуэту Фаррелл-Глисон. В остальном же новый Макдона сильно отличается от себя прежнего. На этот раз привычные для его картин городские пейзажи сменились потрясающей красоты ландшафтами Ирландии, а характерный для его режиссерского почерка экшен трансформировался в заряженную напряжением медитативность.
Из простого, но интригующего сюжета, ритмически выверенных диалогов, органично вплетенного саундтрека, природных пейзажей и высококлассной актерской игры Макдоне удалось составить великолепную мозаику, узор на которой формируется в зависимости от угла зрения смотрящего. При этом считывание возможных смыслов со своего кинополотна режиссер, похоже, полностью оставил на откуп самому зрителю.
Можно ли увиденное воспринимать просто как забавный анекдот из жизни двух не в меру упрямых ирландцев, которые в одночасье несколько свихнулись от тоскливой жизни в замкнутом мире острова? Да, можно – и такое в жизни случается. Эдакая полная мрачново юмора легенда о дружбе и недружбе вполне в стиле Макдоны. А метафорой гражданской войны, когда друг идёт на друга, брат идёт на брата, хотя для кровавого конфликта нет ни причины ни даже значимого повода, и нет этому ни конца, ни края? Тоже да. Просматривается в фильме и так любимая фантастом Станиславом Лемом тема «невозможности контакта». Так же здесь можно усмотреть тему самооскопления Творца ради свободы творчества и непонятости этого Творца толпой: и тогда символизм домашних любимцев главных героев – осла (аллегория тупости и упрямства) и собаки (страж потустороннего мира, хранитель иных миров ) будет очень к месту.
Можно поискать смысл и ещё глубже, распределив истинные роли основных действующих лиц. Так, если предположить, что Подрик олицетворяет прошлое, его сестра Шивон – будущее, священник с полицейским – настоящее (которое ни на что не влияет и у которого нет будущего), зловещая старуха – время, а Колм со своей скрипкой – вечное, то фильм встанет в один ряд с лучшими шекспировскими трагедиями, обернувшись масштабным эпосом о судьбах самой Ирландии, да и мира в целом.
Возможно, Макдона не лукавит, когда говорит, что не любит закладывать в свои пьесы слишком глубокие смыслы, однако иногда бывает так, что художник сам недооценивает своё произведение, а оно тем временем начинает жить своей собственной жизнью. И “Банши Инишерина” достоин того чтобы быть вписанным в ряд именно таких произведений.