Домой Кино Экранизация “Основания”: профанация смыслов

Экранизация “Основания”: профанация смыслов

1203
0

2 января 1920 года родился Айзек Азимов, один из столпов и признанный мэтр мировой научной фантастики, известный даже не читавшим его произведения как создатель трех законов роботехники.

К сожалению, времена, когда имя Азимова гремело на весь мир, а передовая часть человечества предпочитала изучать всевозможные сценарии развития будущего, нежели ломать копья в спорах о прошлом, несколько вышли из моды. Однако произведения Азимова по-прежнему привлекают отдельных предприимчивых кинематографистов, которые не прочь попаразитировать на имени мэтра фантастики.

В качестве одного из примеров такого паразитирования можно привести сериал «Основание», вышедший осенью под эгидой Apple . «Научно-фантастический телесериал по мотивам одноимённого цикла романов Айзека Азимова», – указывается в описании к сериалу. И, как говорится, это уже серьезная заявка на успех. Однако любой из читавших семикнижие Азимова, посмотрев этот сериал, придёт только к одному выводу: что, образно говоря, «мотивы» литературного первоисточника в сериале настолько перевраны, что от изначальной «мелодии» остались в лучшем случае лишь пара-тройка нот, и то фальшиво спетых.
По сути, сериал «Основание» от Apple стал актом опошливания всего интеллектуального замысла «Основания» Азимова, который размышлял и писал совсем о другом.

Если откинуть довольно противоречивый финал Азимовского семикнижия, то всё оно является длинной притчей о социальном устройстве государств и их взаимодействиях, о сообществе личностей и необходимости их разнообразия и конфликтов. И, конечно, о физической смерти человека, как фактора, двигающего всё человечество к развитию благородных качеств личности. Также о том, что роль личности в истории достаточно специфична, подчинена обстоятельствам и в конечном итоге минимальна. По Азимову, кто бы ни оказался в нужном месте и в нужном социальном положении, он сделает необходимый для разрешения сложившегося кризиса шаг. В некотором смысле Азимов рассуждает и о неизбежности и пользе для общего развития человечества конфликтов в различных социумах. В сериале же «Основание», вроде как снятом по мотивам этого произведения, всё совсем иначе.

Сначала об «Основании» Азимова.

Стержнем цикла романов “Основание” (оно же “Академия”, оно же “Фонд”) является наука психоистория, которая, по замыслу автора, должна с математической точностью описывать основные события человеческой истории для ближайшего и далекого будущего. Человечество должно было, пережив кризис и распад Первой галактической империи, прийти к созданию новой, более совершенной Второй галактической империи, которая должна была унаследовать научные и культурные достижения Первой империи и просуществовать относительно долгое время без войн и конфликтов, но рано или поздно прийти в упадок, как и Первая. При этом человек на протяжении всей видимой десятками тысячилетий истории развития человечества у Азимова остаётся человеком, со всеми его психологическими дефектами и особенностями. Но финал наводит на мысль, что Азимов обманул сам себя или просто недодумал, желая поскорее закончить свой многолетний труд.

В финале своего «Основания» Азимов, по сути, сказал, что никакой психоистории нет, а за всеми событиями, направляющими человечество к кризисам и перерождению империй, стоит «высокоразвитый» робот и четыре закона роботехники, которым он подчиняется. При этом четвертый и самый главный – «нулевой» – закон он вывел сам: «Робот не должен наносить вред ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ, или допустить, чтобы ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ был нанесен вред». А выведя этот закон, робот задумался о невозможности его соблюсти, т.к. он оперирует слишком абстрактным понятием «человечество». Однако позитронный мозг, прикинув что к чему, быстро придумал как обойти эту проблему и по факту (в рамках математической логики) свёл задачу к предыдущей: решил свести всё разнообразие человеческих личностей в единое сознание, до кучи добавив туда ещё и «сознания» живой и неживой природы. В итоге Человечество под управлением робота-прогрессора должно будет прийти не к новой Империи, а к некоему единому ментальному обществу – «Галаксии», прототип которого робот-прогрессор уже создал на одной из планет. И тогда робот будет точно знать, как управлять Человечеством к его же благу.

Между тем, недостатки такой общественной формации многократно описаны самим же Азимовым.

И если вся галактика будет превращена в единый организм, то вариантов для инакомыслия, а значит и для развития, просто не останется. Более того, следуя тем же тезисам Азимова, кризисы неизбежны при любой формации, а если кризис случится и не разрешится в «галаксическом» обществе, то это приведет к гибели всего человечества, причем уже безвозвратно. При этом в качестве довода в пользу «Галаксии» Азимов приводит возможное вторжение разумных существ из других галактик – т.е. разобщенность империй преподносится как фактор слабости перед лицом возможной угрозы извне. Хотя в течении всего предыдущего повествования сам же Азимов приводит примеры того, что именно отличающиеся от «столичного имперского центра» окраинные миры могли успешно противостоять завоеванию более сильным противником.

Да, финал «Основания» Азимова может породить целый ряд вопросов и достаточно противоречивые чувства, однако даже этот условный «минус» не перевешивает всех «плюсов» семикнижия. Оно заставляет думать и анализировать выстраиваемые логические цепочки, понимать логику принятия любых решений и их последствия. Кроме того – и это, наверное, одно из важнейших, – Азимов показал, что общество в любом случае иерархично. И те, кто только исполняют общее решение (правителей) чаще всего не понимают, что и зачем они делают, принимая необходимость следования правилам на веру. А те, кто принимают решения, ответственно относясь к своей роли, не приемлют слепого следования вере и ищут знания, объясняющего преимущества одного решения перед другим.

А что же сериал?

Первый сезон (а уже анонсирован второй) показывает совершенно иную картину мира. Смысловых нагрузок, заложенных в «Основании» Азимова, в сериале нет и в помине, но зато есть стандартная киношная банальщина: месть, страх, традиции, религия и т.п.
Сценаристы использовали те же названия и имена, что и в книге, но при этом поведение и мотивации героев не имеют никакого отношения к оригиналу. Более того, практически все действующие лица действуют рефлекторно, а не осознанно. Общества (государства и империя) и герои действуют противоестественно, как в плохом ужастике, в котором герой, столкнувшись с мистической аномалий, почему-то берёт мерцающий фонарь и лезет в тёмный подвал.

Азимов потратил много страниц, чтобы читателям логика поведения и поступков героев была предельно понятна. В сериале всё наоборот: если герой может поступить по-идиотски, то именно так он и поступит.
Дело не только в том, что герои сериала ведут себя как идиоты и только именами совпадают с азимовскими, а в том, что сериал вообще о другом. «Основание» Азимова относится к жанру научной социальной фантастики, а в очумелых ручках киношников оно превратилось в примитивнейшее жентози, и никакие «лихие» сюжетные повороты в новых сезонах уже не смогут этого исправить. Если бы авторы сняли свою фантастику, не упоминая «Основание» Азимова, то сериал бы только выиграл – благодаря отсутствию обмана ожиданий. Актёры в сериале играют с хорошим голливудским качеством, оператор достойно снимает, да и трехмерная визуализация компьютерщиками сделана на хорошем профессиональном уровне, однако в итоге получился суррогат, даже отдаленно не приближенный к культовому произведению Азимова, к тому же не сильно обремененный и собственными логикой и смыслом, который, судя по всему, в итоге сведётся к смыслу сказки про Пиноккио.

Сериал «Основание» имеет к оригинальной литературной версии примерно такое же отношение как фильм «Чародеи» к «Понедельнику начинается в субботу» Стругацких, или как «Код да Винчи» Дэна Брауна к «Маятнику Фуко» Умберто Эко.
Прочитавших роман Эко в тысячи раз меньше, чем приобщившихся к его распиаренной перепевке от Брауна. И примерно в таком же соотношении брауновский бестселлер потерял в содержательности и смыслах по сравнению с исходным произведением медиевиста Эко. Тот, кто не в состоянии понять сложность «Маятника Фуко», должен, наверное, немного подрасти до него в интеллектуальном плане. Но вся вредность появления различных примитивных суррогатов подобных «Коду да Винчи» Брауна или сериалу «Основания» от Apple в том, что они дают читателю(зрителю) ложную уверенность в том, что он уже знаком со смыслами произведения и, следовательно, в том, что не стоит читать первоисточник. В итоге, образно говоря, пошлые насвистывания мелодий симфоний великих композиторов всё больше заглушают сами симфонии, зачастую полностью замещая их собой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя