Домой Музыка Константин Емельянов: «…не ограничивать себя какими-то традициями и клише».

Константин Емельянов: «…не ограничивать себя какими-то традициями и клише».

1954
0
Фото Надежды Борматовой

В конце сентября на сцене Мариинского театра выступил пианист Константин Емельянов. Двадцатишестилетний музыкант стал настоящим открытием XVI Международного конкурса имени Чайковского, прошедшего в прошлом году. Как охарактеризовал его пианист Денис Мацуев, это «тонкий, интересно мыслящий музыкант, с аристократическим звучанием и большим будущим». В случае Константина Емельянова без преувеличения можно говорить о рождении новой звезды российской фортепианной школы. Пользуясь присутствием музыканта в Петербурге, Pulse задал ему несколько вопросов на музыкальную и околомузыкальную темы.

– «Российская газета» назвала вас «тихой суперзвездой». Как вы относитесь к такому эпитету?

– Конечно, мне всегда очень приятны положительные отзывы критики и прессы на какие-то мои выступления, но что касается конкретно этого эпитета – «тихая суперзвезда», то я часто отшучиваюсь, что у меня просто очень тихий голос, и я очень тихо разговариваю, поэтому «тихая суперзвезда».

– Вы учились в разных учебных заведениях (Сицилийская фортепианная академия, Московская Консерватория…). Есть ли какая-то разница между этими школами? Какая из школ что дала? И какая обеспечила больший залог успеха?

– Своей альма-матер и главной школой я считаю, конечно же, Московскую Консерваторию. Моими учителями были: Сергей Леонидович Доренский, Николай Львович Луганский, Павел Тигранович Нерсесьян и Андрей Александрович Писарев, каждому из них я благодарен. Мне очень повезло!
В академии Рахманинова в Сицилии, я стажировался параллельно с консерваторией полтора года, и это тоже был очень полезный опыт. Там преподает замечательный профессор Эпифанио Комис. Там совершенно другой взгляд, другие традиции в фортепианном исполнительстве. Это помогло переосмыслить некоторые моменты в моей игре. Мне кажется, чем больше разных точек зрения, тем лучше.

Это хороший способ расширить свой кругозор и не ограничивать себя какими-то традициями и клише.

– Ваши гастроли проходят в разных странах. Удается ли найти время между выступлениями на осмотр местных достопримечательностей? И где больше всего понравилось?

– На гастролях крайне редко удается что-то посмотреть, к сожалению. Я очень люблю путешествовать, осматривать разные достопримечательности и посещать музеи, но в гастрольном графике это очень редко удается. Потому что чаще всего у тебя одни репетиции к концерту, и ты не видишь не то чтобы достопримечательности, ты не видишь вообще ничего, кроме гостиницы и концертного зала. Когда удается узнать город или страну получше, то это, конечно, очень большое счастье. Одним из последних ярких впечатлений для меня стала поездка в Японию. Там я провел чуть больше времени, и была возможность увидеть Токио. Япония — это абсолютно другая планета, совершенно другой менталитет, но я очень люблю эту страну.

Фото Катрин Рири

– Многие музыканты со временем начинают сами писать музыку. Что вы думаете по этому поводу?

– Да, многие со временем начинают писать музыку, но у меня эта стадия прошла еще в детстве. У меня были композиторские эксперименты, когда я еще учился в музыкальной школе в Краснодаре, тогда я пытался сочинять какие-то песенки. Сейчас я не чувствую к этому тяги, потому что, мне кажется, это должен быть совершенно особенный образ мышления, очень специфический. И если у тебя нет к этому изначально больших стремлений, и ты под это не заточен, то лучше не заниматься тем, в чем ты не очень хорош. К тому же я ежедневно общаюсь с музыкой величайших мастеров всех времен, с настоящими шедеврами, и я понимаю, что ничего подобного уровня я никогда не напишу. У меня нет этого таланта и поэтому я даже не хочу тратить время на то, чтобы марать нотную бумагу. Но я всегда себе говорю «не зарекайся», и поэтому, кто знает, может через несколько лет ко мне придет озарение и вдруг очень захочется что-то писать, но пока что нет.

– Если вы смотрите кино…Есть много фильмов, сюжет которых крутится вокруг пианистов – реальных или выдуманных («Пианист», «Зеленая книга», «Конкурс», «За канделябрами», Grand Piano, и т.д. и т.д.). Насколько, с профессиональной точки зрения, в кино правильно отражена жизнь пианиста? Какой фильм больше всего понравился?

Фото Катрин Рири

– Да, некоторые фильмы я смотрел. Конечно, это «Пианист» Романа Полански и еще фильм «Блеск», основанный на реальных событиях: про австралийского пианиста, который с детства мечтал выучить третий концерт Рахманинова, и когда в итоге выучил, то сошел с ума. К этому я отношусь как к магии кино. Все-таки в кино сцены показываются так, чтобы это увлекало зрителя. Конечно, в некоторых фильмах стараются сохранить реалистичность происходящего, но все же очень много делается для интересной картинки. Поэтому я не воспринимаю это как что-то действительно близкое к реальности. Иногда, если сам по себе фильм интересный, то очень здорово его посмотреть, но я не сопрягаю это с реальными трудностями и особенностями профессии.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя