Домой Общество Яд Вашем. Лекарство от ур-фашизма

Яд Вашем. Лекарство от ур-фашизма

159
0

Наша история

Недавно в России вспоминали трагическую дату — 100-летие начала Первой мировой войны. Комиссия, созданная при общественной палате РФ с целью увековечения памяти о событиях 100-летней давности, обратилась ко всем региональным парламентам с

Памятник Воинам Первой мировой войны у Витебского вокзала в Петербурге

рекомендацией провести соответствующую работу на местах. Кое-где были рассмотрены проекты памятников или целых скульптурных групп, призванных увековечить имена более или менее известных героев Первой мировой. Однако вопросы о месте установки таких памятников почти везде решались в последнюю очередь, по принципу «где найдется свободное место», без привязки к историческим реалиям. И это притом, что практически в каждом российском городе есть места, связанные с Первой мировой войной.

Не во всех регионах, но в подавляющем их большинстве юбилейная кампания проводилась бездумно и во многом просто для проформы. И это говорит о том, что трагедия Первой мировой войны так и не была в полной мере осознана, а её причины и следствия так и не были подвергнуты серьезному анализу. Такой подход к собственной истории всегда грозит повторением прошлых ошибок. Поэтому не может не вызывать сожаления складывающаяся в современной общественной жизни тенденция, при которой политиков и СМИ гораздо больше прельщает оперировать числами со многими нулями и усредненными данными статистики, нежели проявлять интерес к жизни конкретного человека и судьбе отдельной семьи.

Где хранится память о трагедии Первой мировой?

Почти сразу после начала Первой мировой войны по инициативе императрицы Александры был создан Александровский комитет о раненых. Одна из инициатив комитета касалась увековечения памяти о погибших. Вот цитата из комитетского прошения Императору:

«В заботах об увековечении и памяти жертв войны, приняв во внимание, что прибывающие во многие города Империи с театра войны раненые и больные воины размещаются в местных госпиталях, лазаретах и больницах, где некоторые и умирают, полагал бы крайне желательным, чтобы умершие воины были хоронены в городах лишь на определенном кладбище и в одном месте, с сооружением на них часовен, крестов, памятников и пр., дабы такие особые братские кладбища, обсаженные впоследствии деревьями и обнесенные решётками, служили напоминанием последующим поколениям о жертвах Великой Европейской войны».

19 сентября 1914 года Николай II одобрил предложение Александровского комитета о раненых и меры по увековечению памяти жертв настоящей войны «устройством братских кладбищ на отводимых для сего особых участках, постановкою досок в приходских церквах и прочих памятниках на родине воинов». Вопрос о достойном увековечении памяти был решен. Во всех городах, где были госпитали, городские управы и земства выделили лучшие участки городских кладбищ для обустройства братских захоронений. Установка памятных досок на приходских церквях была отложена на конец войны (чтобы никого не забыть). В апреле 1915 года в Петрограде было создано «Всероссийское общество памяти воинов, павших в настоящую войну», принявшее на себя обязанности по увековечению памяти. Размещалось оно на Литейном проспекте, 20. Им собирались сведения из губерний о братских кладбищах (кто из раненых воинов, когда и по какой причине умер). Таким образом в архиве каждого областного центра есть списки захороненных на братских кладбищах – умерших от ран в госпиталях. То есть братские кладбища отнюдь не безымянны. И, самое главное, в каждом крупном городе совершенно точно известны места братских захоронений.

Всем известно, чем завершилась Первая мировая война. Ни о каких памятниках и мемориальных досках новое правительство не позаботилось.

«Тот, кто забывает об истории, обречен на ее повторение»

(Джордж Сантаяна (16.12.1863-26.09.1952)

Формально вторая мировая война началась в сентябре 1939 года. Но военная атмосфера начала формироваться за несколько лет до этого. Война началась не с выстрелов и авиационных налетов — они явились лишь неминуемым следствием расчеловечивания европейского общества, которое началось задолго до осени 1939 года.

Нацистская Германия, оправляясь от морального поражения в Первой мировой, создала политику, которая привела и к новой мировой войне, и к величайшему позору — в первую очередь, для самих немцев. Первыми пострадавшими в новой войне, как обычно, стали самые безобидные, против кого было проще всего развязать общественную травлю – негры, цыгане и евреи. Был применен очень простой и быстрый способ получения поддержки большинства — расправа над малой и беззащитной группой населения с предварительным обвинением этой группы во всех бедах. Однако единожды прибегнув к насилию, невозможно удержать его на одном ограниченном уровне репрессий. Стоит обществу один раз стерпеть и согласиться с решением своих руководителей пустить в ход метод внутреннего террора, как машина насилия начинает набирать обороты, очень скоро теряет управление и наступают разруха и война.

По такому же сценарию Германия 1930-х скатывалась в мировую войну. Учитывая, что негров и цыган в Европе было немного,

Фотоматериал из архива Яд Вашем

основной удар репрессий пришелся на евреев. Не было никакой разницы — религиозный еврей или принявший христианство, — пропаганда гитлеровской германии проповедовала теорию расовой сегрегации. Есть высшая раса – арийцы (кстати говоря, германцы к ним не относятся), и есть низшие — цыгане, евреи, негры, славяне… все остальные, пригодные лишь для тяжелого физического труда, но в принципе подлежащие уничтожению, которое и было запущено погромами цыган и евреев и развилось до промышленных масштабов с обустройством лагерей смерти.

Яд Вашем

2 мая (дата для 2019 года — прим. ред.) в Израиле отмечают День памяти жертв Холокоста и героев сопротивления. На иврите этот день называется Йом Ашоа – День национальной памяти. По еврейскому календарю его начало приходится на 27 число месяца Нисана, а длится он до вечера следующего дня. На время Йом Ашоа отменяются все развлекательные мероприятия и повсеместно проводятся церемонии памяти, главная из которых проходит в Яд Вашем – во время неё шестеро переживших Холокост зажигают огни в память о шести миллионах уничтоженных евреев.

Холокост или Катастрофа – так евреи называют произошедшее в Европе в 1930-х-1940-х годах. Институт Яд Вашем был специально создан для сохранения памяти об этой трагедии и всестороннего её изучения. В него входит несколько отдельных учреждений, вместе охватывающих все области изучения и памяти о Холокосте. В ведении института находится документирование истории еврейского народа периода до и во время Холокоста, сохранение памяти о миллионах погибших и передача наследия Холокоста будущим поколениям. Архивы Яд Вашем содержат десятки тысяч свидетельств людей, переживших Холокост — это почти 62 миллиона страниц документов на сорока языках, в числе которых рабочие документы и переписка нацистских чиновников из всех европейских стран, документы еврейских организаций, а также личные документы евреев — паспорта, письма, дневники и мемуары. Большой объём занимают в архивах и списки различных видов: списки конфискации имущества, списки депортированных, списки жертв и выживших, а также юридическая документация судов, занимающихся делами военных преступников. Также в Яд Вашеме собраны в общей сложности сотни тысяч фотографий и тысячи видеосвидетельств.

Музейный комплекс Яд Вашем

Сбор экспонатов для Яд Вашема был начат ещё во время войны, однако официальной датой его создания считается 19 августа 1953 года. Четырнадцать лет назад в его рамках был создан мемориально-музейный комплекс —  Музей истории Холокоста (Яд Вашем). Он расположился под Иерусалимом в специально построенном для него здании, заняв более 4 000 кв. метров площади.  Большая часть музейных помещений построена под землей, наружная же часть здания полна символизма – музей построен в форме стрелы, символизирующей направление из прошлого в будущее.

В музейную экспозицию входят оригинальные артефакты, документы, свидетельства, фильмы, дневники, письма и произведения искусства. Экспонаты группируются по отдельным галереям — каждая из них рассказывает об определенном этапе жизни евреев в период Холокоста. В частности, первый этап охватывает довоенные годы — период начала общественной травли, которой подверглись евреи. И в галерее посвященной этому этапу рассказывается о судьбах немцев еврейского происхождения — врачей, учителей, рабочих, стариков и детей.

Катастрофа еврейского народа раскрывается в Яд Вашеме через истории жизни жертв Холокоста – то есть общее раскрывается через частное. И такой подход дает возможность не просто получить сумму знаний о том темном периоде истории, но и по-настоящему прочувствовать всю глубину произошедшей трагедии.

Завершает музейную экспозиция Зал Имен, в котором собраны листы со свидетельскими показаниями и именами жертв Холокоста — своеобразный памятник-мемориал уничтоженным евреям. По завершении обхода музея его посетители попадают на смотровую площадку с удивительным видом на окрестности столицы Израиля, Иерусалима.

То, что привело еврейский народ к катастрофе произошло в передовой век в одной из самых развитых стран Европы, в стране, которая подарила миру таких гениев мирового масштаба, как Гете, Бах, Бетховен… Травившие, а затем и убивавшие евреев нацисты, были лично знакомы со своими жертвами, а их дети вместе ходили в школы и играли во дворах. И хотя были люди защищавшие евреев, их было несоразмерно мало в сравнении с миллионами, движимыми ненавистью, алчностью, безразличием, подогреваемыми пропагандой.

Галерея музея Яд Вашем

В речах, произносимых в Израиле на церемониях памяти, посвященных жертвам Холокоста, часто можно услышать обвинения в адрес союзных держав – они, зная о геноциде евреев, не сделали ничего, чтобы остановить развитие трагедии. Миллионам людей можно было сохранить жизни, если бы союзники вмешались в происходящее тогда в Германии. Возможно, тогда и война могла бы закончиться, фактически не начавшись. Однако этого не произошло: шесть миллионов человек, включая женщин, стариков и детей были замучены и убиты. К трагедии привели дремучая ненависть одних, безразличие других и, конечно, слабость самих евреев. Именно поэтому один из главных уроков Холокоста, который вынесли для себя сами евреи, — помнить, что в критический момент они снова могут остаться одни и им не на кого будет рассчитывать, кроме как на себя самих. Отсюда и торжественное обещание – «Больше никогда», данное евреями шести миллионам братьев и сестер, лишенных возможности прожить свои жизни в перерожденном и свободном государстве Израиль. И никогда за всю свою историю Израиль не был настолько защищен как сейчас, а музейный комплекс Яд Вашем наглядно показывает людям всего мира, почему случившееся не имеет права на повторение. Сегодня Яд Вашем второе после Храмовой горы место в Израиле по посещаемости туристами со всего мира. И пока люди помнят, как начинался Холокост, есть надежда, что новой «последней» войны не будет.

Возможно, как пережившие одну из величайших человеческих трагедий, современные израильтяне остро воспринимают и чужие трагедии, сочувствуя им и отдавая дань памяти их жертвам.

Репетиция военного парада на Дворцовой площади в Петербурге. Апрель 2019 года.

Каждый год в Израиле отмечают день победы 9 мая, а 27 января в городе Ашдод проходят церемонии возложения венков к памятнику жертвам блокады Ленинграда, установленному на Площади блокады по инициативе ветеранских организаций города. Летом 2012 года в Нетании открылся мемориал победы Красной армии над фашистской Германией. Ещё один памятник жертвам блокады Ленинграда должен появиться в самом центре Иерусалима в ближайшее время.

Зачем нужен миру Яд Вашем?

Мировая история знает множество трагедий. Многократные попытки тотального уничтожения предпринимались в отношении не только евреев. Геноцид — уничтожение людей по какому-либо признаку, к сожалению, происходил и продолжает происходить, и не только во время глобальных войн. В Кампучии уничтожали всех, кто носил очки, а в Руанде уничтожению подверглись люди, отличавшиеся только ростом и представлявшие недавнюю элиту. Для проявлений ненависти всегда находятся разные поводы и причины, но по своей природе эти проявления едины – для того, чтобы ненависть процветала необходимо одновременное присутствие двух факторов: абсолютизма власти и покорности народа. Ни опыт многовековой истории, ни традиции, ни религиозные учения — даже те, что основаны на идее любви к ближнему – ничто из этого, как неоднократно доказала история, не способно предотвратить трагедию, подобную Холокосту. Абсолютизм цементирует разум и парализует волю людей.

Миру известен страшный эксперимент, проведенный в Стэндфордском университете в 1971 году. Его участники были случайным образом поделены на «тюремщиков» и «заключенных» и помещены в соответствующую тюремную среду. Почти все «тюремщики», почувствовав силу своей власти над «заключенными», очень быстро превратились в садистов, растеряв все моральные ориентиры. И впоследствии, уже много лет спустя после окончания эксперимента, «тюремщики» искренне не могли понять, как они настолько быстро могли потерять человеческий облик. Точно такой же механизм расчеловечивания способен масштабироваться, доходя до уровня целого государства.

Первомайская демонстрация. Петербург, Невский проспект, 2019 год.

В качестве наиболее ярких примеров абсолютизма можно привести и абсолютизм третьего рейха, и религиозный абсолютизм средневековья Савонаролы или Кальвина. Но к какой бы исторической эпохе не относились эти режимы, все они одинаковы в своей сути и механизмах развития. Начиная с уничтожения малых групп посредством боевиков, власть, подгоняемая маргиналами, толкает общество к принесению всё больших жертв, и это путь к неминуемой гибели. При любом абсолютизме неизбежно наступление момента, в который более сильные вдруг признают за собой «право» физически уничтожить более слабых. И в этот момент всё начинает зависеть от реакции общества. Если у него есть общая воля к борьбе и жизни, то это общество не сломить. И чем раньше оно вступит на путь борьбы, тем меньше будет жертв и тем скорее развеется губительный призрак абсолютизма.

Весь смысл мемориального комплекса Яд Вашем для евреев — помня о трагедии каждого человека и каждой семьи, не допустить её повторения. Для всего остального мира Яд Вашем призван служить постоянным напоминанием и камертоном, помогающим не пропустить момент новой материализации химеры абсолютизма, способной привести к гибели миллионов, включая и самих её создателей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here