Бал в королевском дворце. Юная красавица, не замечающая кавалеров, готовых пасть к ее ногам, ищет среди толпы своего Единственного – путь ей указывает сама любовь, заложенная в неё… с рождения? а, может быть, в одной из прошлых жизней?..
Романтическая повесть о любви? Нет. А впрочем, да, если представить робота-убийцу, сгорающего от любви к своей жертве. Ни до, ни после «Маски» Лем не писал ничего подобного. Однозначно определить её жанр очень сложно: детектив, триллер, готическая повесть, фэнтези, киберпанк, научная фантастика, философское эссе, мистика, эзотерика… – всё это к ней применимо. Каждый из прочитавших находит в ней что-то, что способно его зацепить и не отпускать. Для одних это динамичный сюжет, не дающий оторваться от книги, для других – прекрасный язык, местами напоминающий поэзию в прозе, для третьих — смыслы и подтексты, количество которых превосходит заложенное самим автором. Пан Станислав как-то признался, что «Маска» самого его удивила – ему казалось, что он пишет вещь об одном, а читатели решили, что о другом, или, уж точно, не только об этом.
Он писал о «проблеме автодескрипции конечного автомата», пытаясь додумать некоторые мысли «Соляриса», а получился текст, ставящий перед читателем уйму вопросов, выходящих далеко за рамки тем искусственного интеллекта и внеземного разума.