Домой Дизайн Где наш дизайн?

Где наш дизайн?

1555
0
Светильник Лемех. Дизайнеры Катя Поварёнкина и Егор Юнгин (ELNIK)

В выставочном зале ДХШ им.Аникушина в Кронштадте прошла выставка предметного  дизайна «Культура быта. Север», в очередной раз показавшая, что у российского дизайна есть свое лицо.

Участникам проекта было предложено создать работы на тему Русского Севера. Самобытность и разнообразие этого края во многом предопределили эстетику объектов. Однако дизайнеры ушли от подражания предметам народного творчества и эксплуатации банальных образов. Обратившись к культуре и традициям северных регионов, они по-новому интерпретировали природные, архитектурные и орнаментальные мотивы Севера и представили хорошие образцы современного дизайна, в которых настроение, ясная концепция и лаконичность сочетаются с практичностью. Это не просто выставочные экспонаты: текстиль, светильники, мебель и предметы декора, показанные на выставке, легко нашли бы применение в наших квартирах.

Набор тарелок Север. Дизайн Александр Самсыка (студия KORA)

Но именно в этом и кроется основная проблема – путь от концепта до  готового продукта и в конечном итоге, до покупателя очень сложен. И эту проблему ясно осознают авторы и кураторы выставки «Культура быта. Север». Они надеются, что подобные проекты помогут привлечь внимание отечественных производителей к творчеству молодых российских дизайнеров, у которых часто не хватает средств и производственных возможностей для реализации своих замыслов. Запущенный усилиями группы энтузиастов без какой-либо финансовой помощи со стороны города или бизнеса проект отражает ситуацию, в которой находится российский предметный дизайн в целом. Если интерьерная тема за последние двадцать лет приобрела в России массовую популярность, то промышленный дизайн у нас по-прежнему живет сам по себе. Существуя в форме небольших бюро и творческих студий, он не знаком массовому потребителю, далекому от дизайнерской среды.

Некоторым мастерским удается вести более или менее успешную деятельность, выпуская небольшие предметы и текстиль скромными партиями. Другие создают творческие союзы, объединяя усилия для развития серийного производства своих объектов. Многим же приходится менять сферу деятельности и уходить в близкие области – графический или интерьерный дизайн. Отдельным счастливчикам выпадает удача в лице зарубежных или отечественных компаний, которые запускают авторские проекты в производство.

Однако ни отдельные примеры поддержки отечественных дизайнеров со стороны бизнеса, ни выставочные проекты, ни инициатива отдельных энтузиастов не способны решить проблему в целом. Без продуманной государственной программы в развитии российского дизайна вряд ли сможет произойти качественный скачок.

Скатерть. Дизайн Анна Епишина

Для продвижения этой сферы можно было бы выбрать «голландский путь». Как и в нашей стране в Нидерландах отсутствует масштабное мебельное производство, тем не менее, голландский дизайн – это мировой бренд, способный конкурировать с такими признанными поставщиками дизайна как Италия и страны Скандинавии. Хотя еще 20 лет назад о голландском дизайне было мало что известно. Важным фактором, способствующим его успеху, стала программа поддержки  молодых дизайнеров, запущенная  Фондом визуальных искусств, дизайна и архитектуры (Fonds BKVB ) в 1988 году. Финансовая помощь позволила многим выпускникам дизайнерских ВУЗов сразу по окончании учебы стать самостоятельными предпринимателями и открыть свое дело. Программа дала мощный толчок развитию голландского дизайна, помогла вывести его на мировой уровень и сделать отраслью экономики, приносящей стране доход.
И это не единственный пример: многие европейские страны вкладывают средства в развитие национального дизайна, рассматривая его как важную часть развития промышленного производства.

Говоря же о России, стоит вспомнить, что у истоков современного европейского дизайна в числе прочих стояло творчество русских художников-авангардистов, которое во многом повлияло на ход развития эстетических взглядов XX века. При наличии сильных традиций, хорошей дизайнерской школы и множества талантливых людей у российского дизайна есть все шансы на то, чтобы занять свою нишу на рынке мирового дизайна, радовать отечественного потребителя хорошей продукцией и стать бесспорным поводом для национальной гордости.                                                                                                               Н. Ковалевская (www.designstory.ru)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя