Страсти по «фуфломицину»

1352
0

Не успели все отписаться по поводу бессмысленности приема аллопатических противогриппозных препаратов сомнительной полезности, как РАН подкинул россиянам новую тему для обсуждения. Новоявленная Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при президиуме РАН издала «Меморандум № 2 (Гомеопатия)», объявив гомеопатию лженаукой.

Как говорится, никогда такого не было и вот опять. Приятно видеть, что хотя бы некоторые традиции стойко выдерживают испытание временем. В недавнем прошлом лженаукой была объявлена генетика, но об этом уже все забыли.

Гомеопатию объявляют лженаукой в течение уже более двух сотен лет. И повелось это чуть ли не с того самого момента, как Самуэль Ганеман (1755-1843) открыл новое направление практической медицины, положив в его основу принципы «подобное лечится подобным» и «чем меньше доза вещества в лекарстве, тем сильнее оно действует». Да, во времена Ганемана еще не было известно ни о молекулах, ни о микробах, ни о вирусах, да и вообще за двести с гаком лет много чего изменилось. И то, что гомеопатия до сих пор не исчезла, может говорить лишь об одном – многим она помогает. Только этим можно объяснить ее сегодняшнее распространение в восьмидесяти странах мира, в двадцати из которых она признается альтернативной медициной наряду с традиционной, а еще в нескольких включена в перечень услуг ОМС.

Но другие страны нам, конечно, не указ — не равняться же на Францию, Германию и Швейцарию, например. Мы всегда идем своим, особым путем. А этот путь предполагает абсолютизм в установлении всевозможных запретов, без учета последствий с этими запретами связанных. «Меморандум № 2 (Гомеопатия)» представляется весьма занятным документом. Если бы в нем высказывалась лишь позиция по поводу лженаучности направления «Гомеопатия», то это всего лишь закрыло бы двери РАН перед гомеопатами, желающими, например, защитить диссертацию или получить бюджетное финансирование на исследования. Но «Меморандум № 2» ясно дает понять, что ограничиваться только этим шагом его создатели не желают. Многоуважаемые члены комиссии по борьбе с лженаукой взяли на себя труд сформулировать длинный перечень рекомендаций, направленных в адрес всевозможных инстанций и социальных институтов. По части риторики и обширности карательных мер, которые следует принять в отношении гомеопатии, «Меморандум» напоминает статью И. Эринбурга «Убей!» 1942 года. В таком же стиле писал рекомендации И. Сталин, подменяя своим вердиктом функции суда: «Осудить и расстрелять».

Предположим, что, с точки зрения членов комиссия по борьбе с лженаукой, гомеопатия никак не может претендовать на научность, в отличие, скажем, от новой науки теологии, и поэтому априори вредна и подлежит запрету. Чем чреват такой подход?

Если хотя бы немного верить статистике, то сегодня тем или иным способом к гомеопатии обращается минимум двадцать восемь процентов россиян – это без малого треть населения. То есть спрос на нее никуда не исчезнет, и при рыночной экономике всегда будет рождать предложение. Но в условиях запретов и строгого контроля это предложение вынуждено будет существовать на нелегальном или полулегальном положении. Если концепция «Меморандума № 2» возникла из идеи «оградить население от вреда», то идея эта, благодаря меморандуму, воплотится в жизнь с точностью до наоборот — вреда будет в разы больше. По крайней мере, сегодня российские врачи-гомеопаты имеют высшее медицинское образование – после ухода гомеопатии в «подполье» людей начнут лечить «дипломированные» массажисты, парикмахеры и шахтеры.

К основному пункту, в котором обосновывается лженаучность гомеопатии, тоже есть вопросы. В первую очередь, потому что он слово в слово повторяет доводы из «агиток», распространяемых всевозможными интернет-ресурсами медицинской тематики. А в большинстве этих доводов «гомеопатия» можно с легкостью заменить на «аллопатия», получив ровно тот же самый результат. Если же попытаться перейти по приведенной в меморандуме ссылке на масштабное исследование, которое якобы было проведено и подтверждает бездейственность гомеопатии, то выяснится, что на самом деле данных о подобном исследовании не существует. По ссылке обнаруживается всего лишь дайджест статей из различных медицинских журналов разного времени и географии, в которых рассуждается о бесполезности гомеопатического метода – ничего нового.

Возникает нехорошее подозрение, что «Меморандум № 2 (Гомеопатия)» был плохо продуман и, как говорится, слеплен на коленке. Цель создания документа неясна, причины его оглашения именно сейчас – тоже. Но туман начинает немного рассеиваться, если абстрагироваться от высоких материй и спуститься на землю, вспомнив про рынок и рыночную конкуренцию.

Всей общемировой практикой уже давно доказано, что при отсутствии конкуренции нормальное развитие общества просто невозможно, а любая монополизация рынка является абсолютным злом.

Но создатели «Меморандума № 2» будто бы не знают о таких очевидных вещах и практически создают теоретическую базу под уничтожение естественного конкурента института традиционной медицины. Последняя, словно по мановению волшебной палочки, теперь может превратиться в монополию, а где монополия, там падение качества и рост цен. Спрашивается, зачем это делать?

Казалось бы, что мешает спокойному сосуществованию в одном жизненном пространстве двум направлениям практической медицины? И почему именно гомеопатию решили подвергнуть гонениям, в то время как прочие альтернативы ни у кого не вызывают вопросов: иглотерапия, апитеропия, герудотерапия, БАДы и прочее? Может быть, ответ на эти вопросы следует искать в точке пересечения их финансовых интересов? Единственная такая точка – лекарственный рынок, на котором гомеопатические средства от гриппа и простуды успешно конкурируют с аллопатическими аналогами.

Разговоры о том, что эти аналоги далеки от совершенства, а претензий к их действенности и безопасности ничуть не меньше, чем к гомеопатии, ходят уже давно. Но речь не об этом, а о суммах дохода, которые получают с их продажи фармацевтические компании. Общий объем продаж гомеопатических препаратов за прошлый год в РФ составил около восьми миллиардов рублей. Основная часть этого объема приходится именно на средства от гриппа и ОРВИ. И на ту же сумму реализуются два препарата-фаворита из числа аллопатических средств. Восемь миллиардов – неплохой куш, за который можно и побороться. Вопрос только один – почему добиваться его нужно не за счет улучшения качества товара и уменьшения его стоимости для потребителя, а за счет уничтожения своего конкурента? При таком подходе, в любом случае, в проигрыше останутся все.

Если смотреть на ситуацию под таким углом, то многое становится объяснимым. И время написания «Меморандума», которое по «странному» стечению обстоятельств пришлось на пик заболеваемости гриппом, ОРВИ и ОРЗ. И то что возник он буквально на ровном месте. И его обличительный тон, вызывающий неприятие даже у тех, кто никогда не являлся поклонником гомеопатии – надо полагать, чем больше Меморандум вызовет эмоций, тем сильнее будет общественный резонанс, и тем успешнее пройдет антиреклама конкурента.

И резонанс действительно есть. В социальных сетях между противниками гомеопатии и ее адептами развернулась «кровавая» битва, сопровождающаяся взаимными оскорблениями и призывами небесной кары на головы противника. Понять причины такой бурной эмоциональной реакции несложно: уважаемые члены комиссии по лженауке изящным росчерком пера поставили почти треть россиян в положение неразумных идиотов. Да и за обществом, кажется, уже окончательно закрепилась привычка моментально поляризоваться по любому, даже незначительному поводу и «ходить стенка на стенку». Впрочем, проблему, затрагивающую интересы и свободу выбора почти каждого третьего россиянина, ничтожной никак не назовешь. Но вряд ли члены комиссии брали такие мелочи во внимание, занимаясь откровенной кампанейщиной.

Сейчас пока сложно сказать, во что со временем выльется выросший на ровном месте «Меморандум № 2». Пока что он спровоцировал жестокую общественную дискуссию. Но одно рациональное зернышко развернувшийся сегодня спор уже принес:  и противники гомеопатии, и ее приверженцы согласны с тем, что гомеопатические средства можно принимать одновременно с аллопатическими, и наоборот. Они не конфликтуют друг с другом! Можно предположить, что фармацевтическая компания, которая догадается выпустить какой-нибудь «Фуфломицин-ГА», используя наработки обоих направлений, сорвет банк. Как минимум пятнадцать миллиардов рублей… Каждому известно — если не лечить насморк, он проходит за неделю, а если лечить – то за семь дней. Разница лишь в этих самых, — наших с вами, — миллиардах.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя