Домой Культура Кинофестиваль как рецепт процветания

Кинофестиваль как рецепт процветания

2578
0

Член ассоциации кинопродюсеров Индии, постоянный консультант кинофестиваля в Мумбаи, представитель Внеправительственной организации при ООН Пракаш Шарма является организатором и участником нескольких российских международных кинофестивалей, а также создателем новых проектов на российском кинорынке. Он разговаривает на английском, французском, немецком, итальянском, испанском, португальском, русском и нескольких индийских языках, объездил более 150 стран мира и был членом жюри международных кинофестивалей в 25 странах. Пользуясь его присутствием в Санкт-Петербурге, PULSE поговорил с ним об особенностях российского кинорынка и перспективах его развития.

– Еще 30 лет назад индийское кино было очень широко представлено в нашей стране: кино, телевидение, аншлаги, очереди… Сейчас его практически не стало. Есть отдельные телевизионные каналы, которые посвящены исключительно Индии, в кинозалах же индийского кино практически нет. Почему?

– Сейчас в мире изменилась система дистрибьюции. Как вы знаете, большую часть кинорынка занимает Голливуд. Хотя последние пять лет кино из Болливуда тоже набирает популярность и выходит на экраны во многих странах мира. Однако если смотреть на российский внутренний рынок, то зрителей здесь мало. В России вообще уменьшилось их количество, и зрители есть только для голливудского кино. Даже российское кино в России смотрится очень мало, потому что оно неинтересно для русского зрителя. Что касается индийских фильмов, было время, когда оно было популярно. Сейчас же появилось очень много технических моментов, усложняющих путь на экраны кинотеатров. Любое кино, которое приезжает в Россию, должно сопровождаться грамотным маркетингом, хорошей рекламой и описанием фильма для зрителей. Ведь современная молодежь, например, сначала изучает рынок, а уже потом идет смотреть тот или иной фильм.

Я думаю, что для хорошего представления индийского кино в России, российские дистрибьюторы должны изучать рынок и не отказываться идти не некоторые риски. Индийские фильмы, невзирая на риск, нужно пускать в прокат в течение минимум двух лет. А через два года зритель созреет и с индийского кино в России можно будет получать большие прибыли. Потому что индийский кинематограф сегодня вышел на высокий уровень, и есть достаточно индийских фильмов, получивших в мире высокий рейтинг. Один из таких фильмов был показан в России на кинофестивале в прошлом году. «Бахубали» снимал мой коллега из Южной Индии, киноиндустрия которой считается очень сильной. И южное кино, и индийское кино в целом сейчас очень популярно в мире, но для того, чтобы показывать его в России нужно идти на некоторый риск, вкладываясь в перевод, в рекламу и т.д.

– Вы говорите, что российский кинорынок слишком маленький?

– Это зависит от того, будет смотреться индийское кино в России или нет. Минимальная стоимость лицензии – 5 тысяч USD.

– То есть любой прокатчик может приобрести самую дешевую лицензию, вложиться в перевод, в рекламу и прочее. И это будет риск: с одной стороны, он не знает, как поведет себя зритель, с другой стороны, лицензия не так уж дешево стоит. И по поводу маркетинга со стороны Индии – сейчас же он осуществляется в основном совместными действиями…

– На данный момент между нашими странами нет партнерства, но у меня есть план. Я единственный человек, который работает между Россией и Индией и уже несколько фильмов снял в России.

– Говоря о специфике художественных фильмов, – если взять индийский рынок, китайский, американский, российский, то чем они похожи и отличаются?

У нас создается около двух тысяч фильмов в год, и каждый день по три-четыре фильма выходит на экраны кинотеатров.

– У индийских фильмов есть традиция, и в Индии люди хотят смотреть очень много кино. У нас создается около двух тысяч фильмов в год, и каждый день по три-четыре фильма выходит на экраны кинотеатров. Каждые три-четыре дня один актер рождается и один актер исчезает. Около пятнадцати миллионов человек заняты в индийской киноиндустрии, и есть огромный внутренний рынок для индийского кино. Китайский кинорынок тоже огромен, он даже больше, чем индийский. Там сейчас идет расширение сети кинотеатров и облегчаются правила кинопроката. Индийские фильмы на китайском рынке имеют успех, и иногда даже больший, чем на собственном индийском рынке. А когда рынок огромен, то и размеры получаемой прибыли огромны. При этом спросом пользуются фильмы разных направлений: и комедии, и молодежное кино и экшн.

Впрочем, жанр экшн популярен на всех рынках, которые вы перечислили. Если смотреть по популярности, то на первом месте экшн, далее приключенческие фильмы, психологические триллеры, историческое кино и фильмы, снятые на основе новых технологий. Это все такие универсальные фильмы, которые популярны на любом рынке.

– Вы сказали, что российский рынок маленький. Если представить в деньгах, то с каким рынком, по вашему мнению, он сопоставим?

– Россия – огромная страна с большими ресурсами. Было время, когда российское кино было очень популярно. Даже мы в Индии его смотрели во времена Индиры Ганди. Потом система разрушилась, и сейчас русское кино мы уже смотреть не можем. Бывают, конечно, у нас российские кинофестивали, но не регулярно, да и люди, которые ими занимаются, относятся к этому как-то несерьезно. А относиться нужно серьезно, и тогда российское кино сможет вернуться в Индию, а индийское кино сможет вернуться в Россию, заняв здесь свой сегмент рынка. Однако для этого нужна правильная стратегия.

Что до денежного объема российского кинорынка, то он очень маленький. Если сравнивать с мировым рынком, то сегодняшние Германия, Франция, Америка, Великобритания, Индия, Китай – это гиганты, и там есть рынок. В России его пока нет, а для мировых дистрибьюторов здесь существует рынок только для определенных фильмов.

Российское Министерство культуры предоставляет возможности лишь для российских фильмов, а иностранным партнерам нужно уделять больше внимания. В России сегодня нет киноорганизаций, которые могут привлечь иностранные капиталы. Как продюсер я сотрудничаю с пятьюдесятью двумя странами. И если я сотрудничаю с островом Фиджи, то я могу получить 52% гарантированного возврата инвестиций, если с Германией – то 39%. Дистрибьюция в России притягивает иностранные инвестиции в гораздо меньшей степени, потому что на этом рынке трудно заработать. Даже если я инвестирую в российское кино, у меня нет гарантии возврата вложенных средств. Поэтому с коммерческой точки зрения, российский рынок неинтересен.

– А где-то еще, помимо Китая, индийские фильмы зарабатывают больше, чем у себя?

– Конечно. Есть арабский мир, Сингапур, Малайзия, Канада, Америка, Великобритания и все страны, в которых есть индийская диаспора.

Что касается развития российского кино в Индии и индийского кино в России, то у меня есть стратегия. В следующем году я планирую провести фестиваль российского кино в Индии и сделать его ежегодным и регулярным.

Кроме этого, сейчас у меня есть офисы в Мумбаи, в Пекине и в Москве, и неохваченными остались только ЮАР и Бразилия. Как только они будут готовы, мы объявим о проведении кинофестиваля стран БРИКС, который я планирую  организовать в одном из городов стран содружества. Например, если мы сделаем первый фестиваль в Петербурге, то через два с половиной месяца мы проведем его в Пекине, затем, еще через два с половиной месяца, – может быть, в Мумбаи, потом – в Йоханнесбурге, потом, – возможно, в Бразилии. И так по кругу. Но в следующий раз фестиваль пройдет не в Петербурге, а, например, в Сочи или в Казани. Киноиндустрия, представленная в других странах, на 70% состоит из рынка, поэтому это очень хорошая возможность для объединения наших стран.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя