Домой Общество Чисто мусор

Чисто мусор

1583
0

В начале десятых годов вопрос с мусором и полигонами по переработке отходов стоял не так остро, как сейчас, но вонь от мусорных гор была предметом постоянных разговоров во всех прилегающих к ним районах. Сложная, но не критическая ситуация была тогда вокруг всех мусорных свалок почти во всех крупных городах — в первую очередь, Москве и Санкт-Петербурге. Тогда же в Петербурге для решения этой проблемы был объявлен тендер который выиграла греческая компания Helector Aktor – компания, которая не только имела опыт переработки мусора во всем мире, но и успешно использует свои проекты практически в черте города: например во Берлине. А у немцев вопрос со сбором — в том числе и раздельным — и переработкой мусора решен на самом совершенном уровне.

Греческая компания была готова начать строительство, но проект был заморожен на долгие годы. Вернуться к нему смогли лишь в 2014 году, но финансирование было сорвано из-за международных санкций, и проект опять пришлось отложить. Многие думают, что формальной причиной тогда стали протесты местных жителей, которые при поддержке широкого фронта экологических организаций и местных активистов проявили демократическую волю народа, не дав построить «мусоросжигающий Чернобыль», но на самом деле причина была только в финансировании.

В итоге, результатом к 2018 году, стало превращение мусорных полигонов и обширной зоны вокруг них в область настоящей экологической катастрофы.

Возвращаясь назад, можно с полной уверенностью утверждать, что

если бы проект не был тогда остановлен, то сейчас над мусорным курганом, расположенным на севере Санкт-Петербурга, не только не летали бы стаи бакланов и ворон, но и содержание воздуха соответствовало бы всем самым строгим нормам.

Вместо этого, зловонные и едкие газы накрывают сегодня не только соседствующие с мусорной кучей поселки, но и Выборгский и Приморский районы! Спасибо за это нужно говорить не столько демократии, сколько экономическим санкциям и нежеланию местных жителей услышать разумные доводы городской администрации и специалистов.

Заводу быть!

Сейчас у этого проекта есть все шансы на успех. Подписаны все необходимые документы и компания Helector Actor готова приступить к возведению этого крайне актуального для нашей экологии предприятия. В рамках популяризации и объяснения технологий работы будущего комплексного предприятия по переработке отходов компания организовала ознакомительный тур. Он прошел 4-5 июня, и в нем приняли участие представители и инженеры строящегося завода, представители экологических организаций и СМИ, в том числе и PULSE.

Внешний вид тепловой электростанции EEW Energy from Waste Stavenhagen GmbH & Co. Kg в Штафенхагене (место загрузки мусора)

В рамках ознакомительного тура нас привезли на тепловую электростанцию EEW Energy from Waste Stavenhagen GmbH & Co. Kg, расположенную в городе Штафенхаген в восточной Германии. Это небольшой город с населением 5 тысяч человек, находящийся в трех часах неспешной езды на машине от Берлина. Сам город радует глаз чистотой и обилием зелени. Но первое, что меня в нем по-настоящему поразило – живой аист, восседающий в гнезде, свитом на дымоходе одного из домов на центральной площади города, и с интересом наблюдающий за происходящим вокруг. Это к слову, о местной экологии.

Выгрузка мусора на ТЭС.

Сама ТЭС находится на окраине Штафенхагена, рядом с фабрикой, на которой обрабатывают картофель. Здание ТЭС достаточно компактно и чем-то напоминает конструкцию, составленную из Lego. При этом никаких труб с валящим из них белым или черным дымом не наблюдается.

Система циркуляции теплоносителя внутри ТЭС

Как нам объяснили, станция работает герметично: всё, что не сгорает при поддерживаемой в камере сгорания температуре 850 градусов, в виде золы изымается и отправляется на дальнейшую переработку посредством высоких температур, вплоть до плазмирования при 3000 градусах. Эта зола относится к другому классу отходов и обрабатывается на специальном заводе. В качестве топлива для ТЭС используется лишь мусор, оставшийся после предварительной сортировки, которая производится на другом специальном сортировочном заводе.

Несмотря на то, что в Германии действуют жесткие правила по раздельному сбору отходов, и немцы эти правила стараются соблюдать, та часть отходов, которая не отправляется на переработку при первичном отборе — например, древесина и металл, – уходит на завод по сортировке.

Внутренние помещения ТЭС, невзирая на использование больших объемов мусора в качестве топлива, отличаются чистотой и полным отсутствием характерных для мусора запахов. При этом станция может работать в полностью автоматическом режиме.

Центральная диспетчерская. Отсюда идет управление всеми циклами ТЭС: от открывания въездных ворот до контроля всех процессов.

Представители компании говорили, что точно такая же ТЭС будет построена на нашем полигоне в Каменке в ближайшее время. В то же время они объяснили, что эта станция является лишь частью целого комплекса предприятий по переработке мусора, в который входит не включенный, к сожалению, в программу ознакомительного тура, завода по сортировке отходов. Однако в плане реализации проекта под Петербургом он тоже присутствует.

В составе приглашенных в тур были экологи, которые пытались выяснить, может ли раздельный сбор мусора быть альтернативой сжиганию на ТЭС. Им объяснили, что это два абсолютно параллельных и не связанных друг с другом процесса, которые дополняют друг друга. Если некая часть мусора может быть разделена до сбора, то она просто не доходит до сортировочного завода, а сразу отправляется на переработку на соответствующие предприятия.

Возможно, когда-нибудь в России мы будем разделять мусор так же, как это делается сегодня и в Германии, и в других развитых странах, но шаги по грамотной переработке и утилизации отходов необходимо предпринимать уже сейчас.

На ТЭС для сжигания мусора используется технология, при которой горение происходит в закрытой камере при температуре 850 градусов. При этом диоксины не распадаются и вредные элементы не высвобождаются, оставаясь в золе. Высвобождается лишь энергия, которая и используется для работы ТЭС. Таким образом, выбросов в атмосферу нет, а зола, как было уже сказано выше, вывозится на другой завод. Факт непричинения вреда окружающей среде подтверждается постоянными замерами, которые периодически производятся на ТЭС. У экологов возник вопрос, почему такие замеры делаются с большим интервалом во времени, но для того, чтобы делать их чаще просто нет оснований — нештатных, угрожающих выбросами ситуаций на ТЭС не происходит.

К слову, хочется отметить, что технолог ТЭС Питер Ахим охотно и с большим желанием отвечал на все вопросы, связанные с работой завода, за что огромное ему спасибо.

Гнездо аиста над центральной площадью в Штафенхагене

Однако экологам показалось, что на некоторые их вопросы он так и не дал ответов, которые бы их удовлетворили. Но дело в том, что многие из этих вопросов были связаны с работой других заводов, а также юридической и финансовой сторонами. А немцы привыкли заниматься своим делом, справедливо считая, что каждый должен отвечать за свою часть работы и не залезать на территорию чужих компетенций.

По итогам ознакомительного тура на тепловую электростанцию EEW можно смело утверждать одно: если вместо существующих сегодня в России мусорных полигонов будет наблюдаться такая же пастораль, какую мы собственными глазами смогли увидеть в Штафенхагене, то проблему мусора можно будет считать решенной.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя