Домой Образование Камо грядеши? Или ни разу не учиться идут дети в школу

Камо грядеши? Или ни разу не учиться идут дети в школу

50
0

1 сентября — День знаний — один из самых светлых осенних праздников. Красота золотой осени, море цветов, лица первоклашек, по-взрослому сосредоточенные в ожидании чего-то по-настоящему значительного… для них 1 сентября — праздник, остающийся в памяти на всю жизнь, для старшеклассников – первый день учёбы после длительного отдыха, а для родителей – финишная черта многодневного марафона в поисках всей необходимой школьной амуниции.

Но так получается, что сам смысл этого праздника подменён пусть красивой, но только внешней формой его проведения. За пышными букетами цветов, шариками и белыми бантами мы забываем, что посвящен он знаниям и ценности их для человечества. Что знания, как и просвещение, посредством которого знания несутся в жизнь – единственное лекарство от того, что Виктор Гюго метко и поэтично назвал «сумерками, в которых рыщет зло».

Именно так французский классик охарактеризовал невежество, которое Галилей в свое время называл матерью злобы, зависти, алчности и всех прочих низких и грубых пороков, а Гельвеций обвинял в том, что оно приносит большую часть несчастий на земле. Вольтер отводил невежеству роль главного недуга человечества, а Дарвин отмечал, что «невежество всегда обладает большею уверенностью, чем знание, и только невежды могут с уверенностью утверждать, что науки никогда не будут в состоянии решить ту или иную проблему». Единственным, что может противостоять этому «грубому пороку» и разогнать «сумерки», всегда было и остается Знание. Но почему-то эта простая истина в День знаний все чаще оказывается без внимания. Впрочем, в условиях, когда сама система образования все больше норовит отодвинуть свои прямые функции просветителя и заняться воспитанием, такому отношению к знаниям особо удивляться не приходится. Возможно, именно такой подход является одной из причин того, что качество образования падает, а к образовательной системе и ее непрекращающемуся реформированию с каждым годом возникает все больше вопросов.

Как говорится, камо грядеши? До тех пор, пока ответ на этот вопрос не будет четко сформулирован, никакие реформы не решат существующих в сегодняшнем образовании проблем. При обсуждении современного образования часто ставят в пример систему советского образца, преподнося ее чуть ли не как идеал, к которому надо вернуться. И хотя в действительности она была очень далека от идеала, одно бесспорное преимущество у нее всё же было. В своих задачах она была направлена в «светлое будущее». Это будущее было утопическим, а методы его достижения оставляли желать лучшего, но это было Будущее, в котором присутствовали и завоевания космических просторов, и построение «городов-садов». Другое дело, что со временем гуманистическое зерно было окончательно забито «бурьяном тоталитаризма» и почти без остатка перемолото идеологической машиной, а процесс достижения цели заменил собой саму цель. Но изначально эта цель всё-таки была, и пока ее суть улавливалась хотя бы краешком сознания учителей и учащихся, образование было на высоте, а советские специалисты работали в любой точке мира.

Цель, преследуемая нынешней системой образования, достаточно туманна. Принятой концепции позитивного образа будущего нашей страны хотя бы через одно поколение, пока что так и не было сформулировано ни с одной из высоких трибун. А в большинстве озвучиваемых планов говорится не о стратегическом созидании, а о тактическом освоении бюджетов. За окном 2017 год, а наши спутники до сих пор поднимаются – если вообще поднимаются — в космос на ракетах, разработанных в семидесятых годах прошлого века, и летают на топливе, от которого остальной мир по экологическим причинам давно отказался. Стоит ли упоминать, что такой же уровень отсталости наблюдается у нас и во многих других областях, связанных с разработкой и производством: от сотовых телефонов и автомобилей до лекарств и бытовой техники. А насколько отвечают требованиям качества отечественный инсулин и пломбировочные материалы для стоматологии?..

Камо грядеши? Какое будущее мы строим, в каком будущем будут жить наши дети и чему и как их нужно учить, чтобы они смогли в этом будущем жить? Пока не будут даны ответы на эти вопросы, всё реформирование системы образования и науки будет напоминать латание дыр на ходу и усугублять и без того плачевное состояние.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here