Домой Путешествия Богемский Калиостро

Богемский Калиостро

2582
0

Свитки, банки с зельями, сушеные травы, чучела животных, «философское яйцо», хрустальный шар, печи, колбы с ретортами – все это и многое другое можно увидеть в одном из самых мистических мест Старой Праги, Музее алхимии и магии. Но за интересом к столь неординарной экспозиции можно не заметить неординарности человека, в бывшем доме которого она расположена. Между тем, Эдвард Келли – алхимик, прибывший в Прагу с берегов Туманного Альбиона, являлся личностью не менее яркой, чем небезызвестный Джузеппе Бальзамо, или Калиостро.

Граф Калиостро – один из величайших мистификаторов восемнадцатого века, утверждавший, что обладает философским камнем, вводивший в смущение не последние умы своего времени и окончивший свою жизнь в заточении. Жизнь Эдварда Келли – еще одного гипотетического обладателя тайны превращать свинец в золото, и жившего двумя столетиями раньше, закончилась столь же бесславно: при попытке бежать из темницы он не рассчитал длину веревки, упал и разбился. Эдвард Келли (или Талбот) – один из загадочнейших персонажей конца эпохи Возрождения, – практически явился прототипом Бальзамо. Но если последнего все-таки сложно назвать фигурой демонической, то Келли вполне мог сгодиться на роль «черного человека» в жизни как минимум одной личности… Обратный отсчет для карьеры и жизни Келли начался в 1586 году, когда в границы богемского города Тршебонь – вотчины графа Вилема Рожмберка, – въехали два англичанина, вместе составляющие интереснейший тандем. Первый из них – пятидесятидевятилетний Джон Ди – образованнейший человек своего времени. Второй – Эдвард Келли – частично образованный джентльмен тридцати одного года отроду, не имеющий никаких научных заслуг, но зато великолепно умеющий общаться с ангелами посредством хрустального шара и сведущий в тайнах алхимии. Никому неизвестный маг-самоучка, получивший шанс на славу только благодаря авторитету Ди и странному союзу, который тот заключил с Келли семью годами ранее.

Совсем другое дело Джон Ди. Один из летописцев-современников назвал его «украшением своего времени». Рано проявивший недюжинные способности к математике, он также владел латынью, греческим, ивритом, хорошо знал медицину, был одаренным философом, астрономом, историком и сочинителем, изучал механику, картографию и навигацию, и даже ввел в Англии в обиход несколько новейших научных приборов. В 15 лет ставший студентом колледжа при Кембриджском университете, Ди окончил его в звании бакалавра искусств и показал себя блестящим лектором, мигрируя по высшим учебным заведениям Англии и континентальной Европы. С одной стороны, Джон Ди – блестящий ум своего времени. Он читает лекции, издает научные труды и собирает одну из лучших в Англии научных библиотек. Является доверенным лицом королевы Елизаветы Первой, а также ее информатором на континенте, и кстати, что примечательно, свои послания ей подписывает псевдонимом «007». С другой стороны, Джон Ди – продукт своего времени, поэтому очень много внимания в своих научных изысканиях он уделяет тому, что позднее отнесут к области лженауки: метафизике и эзотерике. И не зря еще во время обучения на старших курсах Ди удостоился прозвища «колдун», которое так и прилипло к нему до конца жизни. В 1546, то есть уже в девятнадцатилетнем возрасте, он начал практиковать астрономические наблюдения и составление гороскопов. Позже, в 1552 году, занимался проблемой вечного двигателя. В 1555 году Ди был арестован «за вычисления» и за государственную измену. Произошло это по двум причинам: во-первых, занятия математикой воспринимались католиками, пришедшими в то время к власти в Англии, как нечто очень близкое к колдовству, а во-вторых, Ди имел неосторожность составить гороскоп, который говорил не в пользу Марии Тюдор, восседавшей в то время на троне, а в пользу принцессы Елизаветы. К счастью, каким-то чудом ему удалось оправдаться по обоим обвинениям и выйти на свободу, но при этом он остался без средств к существованию (его имущество конфисковали) и вынужден был всячески скрывать свое протестантское вероисповедание.

В 1559, когда на трон взошла Елизавета, Ди становится не только ее личным астрологом, но и наставником в оккультных науках – обучает ее астрономии, астрологии и делится практическими секретами каббалы и геометрической магии. Будучи признательной Ди за поддержку, оказанную в бытность ее опальной принцессой, королева Елизавета защищает его от злопыхателей, обещает оградить от преследования и дает ему свое высочайшее разрешение на проведение любых магических экспериментов. Но пока что магия, хотя и очень интересует ученого, не занимает всего его внимания. Поэтому Ди в последующие годы пишет предисловие к английскому переводу Евклида, пересекает Атлантику в поисках легендарного северного пути на Восток вместе с Мартином Фробишером и издает книгу «Искусство навигации», выступая за создание постоянно действующего британского флота. Реформирует для Англии юлианский календарь, а также проводит обширное генеалогическое исследование истории Тюдоров, в котором доказывает законность прав Елизаветы на земли Нового Света. Но увлеченность духовным миром захватывает Ди все больше.

Однажды ночью ему слышатся странные голоса, и он решает, что с ним хотят связаться некие потусторонние силы. Пытаясь «поговорить» с ними самостоятельно, Ди прибегает к помощи хрустального шара, но быстро понимает, что для диалога одного шара недостаточно – нужен еще и дар ясновидения, которым сам Ди не обладает в должной мере. Таким образом, ему нужен «проводник», на роль которого ему удается нанять некоего Барнабаса Сола. Тот «слышит» через шар некую сущность, назвавшуюся ангелом Ариэлем и сулящую открытие великих тайн энохианской магии. Правда, после того как Сола вызывают в церковный суд на разговор, следующий сеанс ясновидения заканчивается несколько неожиданно: Ариэль передает через Сола, что раскроет все тайны, но только если «проводником» будет не Сол, а другой ясновидец. Вот тут-то на сцене жизни Ди и появляется преинтереснейший персонаж – Эдвард Келли (он же Эдвард Талбот), даже полная биография которого до сих пор окутана тайной. Не известно даже учился ли он где-то, хотя доподлинным является факт, что он был образован: знал латынь и, судя по всему, немного – греческий. Так же есть, правда, неподтвержденная, информация, что некогда в Ланкастере он был прикован к позорному столбу как мошенник и фальшивомонетчик, и что у него были отрезаны уши (характерное наказание для мошенников в те времена). Тем не менее на Джона Ди он произвел сильное впечатление, благодаря первому же сеансу ясновидения и обширности той информации, которую поведал через него ангел Ариэль. Этот сеанс положил начало союзу, который просуществовал в общей сложности семь лет, и за время которого далеко не одна тетрадь была исписана откровениями ангелов на тему свершения магических обрядов и вызова сильнодействующих потусторонних сил. Первый совместный сеанс состоялся в 1582 году, а уже через год к тандему Ди и Келли присоединился некий польский граф Альберт Ласки, также интересующийся тайнами энохианской магии. После этого ангелы странным образом переключились на него, суля ему через Келли невиданную политическую карьеру и понуждая всю троицу покинуть Англию в поисках лучшей доли на континенте. Ди сопротивлялся, но ангелы продолжали настаивать, начав угрожать ему скорым арестом. Сложно сказать, что заставило Ди поверить, но он поверил, и вот уже мистический тандем вместе с семьями отправляется в Европу и несколько лет скитается по ней, не имея возможности где-то окончательно осесть, как и не располагая средствами для нормальной жизни. Более того, ангелы приказывают Ди не просто колесить по Европе, а проповедовать свое учение где только можно. Временами Ди начинает упираться, но недолго, ибо ангелы в таких случаях начинают угрожать проклятьем ему и его потомкам до пятого колена. Поэтому он всегда подчиняется, и, в частности, производит своей еретической лекцией об ангелах неизгладимое впечатление на короля Богемии Рудольфа II.

Но, судя по всему, Келли такая жизнь изрядно утомила. Его душа больше тяготела к чему-то более материальному и прибыльному – например, к тайнам превращения свинца в золото. И в этом направлении у него даже имелась собственная наработка: таинственный красный порошок, о котором он некогда вычитал в некой таинственной книге, и окончательный секрет которого могли открыть ангелы… но не открывали. Закончилось тем, что путешествуя по Европе и встречаясь с сильными мира сего, каждый пытался протолкнуть свой «проект». В итоге, идея Келли с изготовлением золота приглянулась богемскому монарху больше, чем ангельские вирши Ди, и в 1589 году дороги Джона Ди и Эдварда Келли окончательно разошлись: Ди отправился обратно в Англию, уступив настойчивым просьбам королевы Елизаветы, а Келли остался в Богемии, выбив себе, если выражаться современным языком, грант на исследования с целью получения красного порошка для производства золота. Правда, поначалу Ди был не очень сговорчив и не хотел отпускать ценного ясновидца. Но Келли помогли ангелы. Во время последнего спиритического сеанса Ариэль ни много ни мало повелел обменяться подельникам женами, взамен обещая раскрыть еще энное количество тайн. Удивительно, но Ди снова заглотил наживку. Даже не заподозрив ни ангела в сумасшествии, ни Келли в нечистоплотности, он и на этот раз выполнил приказ «свыше», воспользовавшись женой Келли и уступив ему свою. Но после этого в их отношениях окончательно наступила осень, во всяком случае, это последний описанный эпизод магического сотрудничества Джона Ди и Эдварда Келли.

Самостоятельная карьера Келли в Богемии закончилась через восемь лет, большую часть из которых он провел в заточении. Остается только гадать, почему Рудольф II с приближенными не только терпели Келли, но и дважды поощряли его титулами и деньгами. Так, в 1590 году Келли получил от Рожмберка несколько имений и крупных сумм денег, а король Рудольф даровал ему титул барона королевства – после пары демонстраций, устроенных магом, практически все были уверены, что Келли умеет превращать свинец в золото. Спустя год, когда всем надоело ждать новых результатов, Келли заточили в тюрьму, в которой он просидел вплоть до 1594. Затем, снова поверив его россказням о красном порошке и золотых реках – выпустили, вернув все деньги и привилегии. Опять ничего не дождавшись, посадили по новой, и больше уже не выпускали, вплоть до его неудачного побега и кончины в 1597 году.

Что до Джона Ди, то по возвращении в Англию он так и не смог достичь прежних высот. Его чудесная библиотека за шесть лет отсутствия была разорена, а денежные дела пребывали в полном запустении. Даже покровительство Елизаветы ему не особо помогло. Любое место в Лондоне, возможное для него, не одобрял тогдашний Архиепископ Кентерберийский, а получив, наконец, должность ректора колледжа в Манчестере, Ди плохо с ней справлялся, так как коллеги отказывались подчиняться «злому колдуну». Королеву Елизавету Джон Ди пережил на пять лет. Чума, разразившаяся в Манчестере в 1605 году, унесла жизни нескольких его детей и жены, после чего он вернулся в Лондон, где и скончался в бедности четырьмя годами позже.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя