Домой Праздники Голая леди в борьбе с налогами

Голая леди в борьбе с налогами

41
0

Не потому ль, что я видел на детской картинке

Лэди Годиву с распущенной рыжею гривой…

                                         /О. Мандельштам/

Легенда про леди Годиву, прекрасную супругу графа Леофрика — одна из самых популярных средневековых легенд. В ней говорится о споре, который возник в июле 1040 года между благородными супругами. Граф пообещал снизить налоги своим подданным в случае, если его любимая жена согласится проехать на лошади через весь город голой. Конечно же, граф был в сильном подпитии, когда такое предложил, а вот леди Годива вина не пила и сильно переживала за народную судьбу, поэтому решила этот спор выиграть. На время воплощения условий спора в жизнь жители Ковентри попрятались по домам, позакрывав все двери и окна. И так как вряд ли леди обладала внешностью, способной распугать все живое в радиусе ста метров, то, скорее всего, это было сделано, дабы не смотреть и не смущать благочестивую голую леди, что бесспорно говорит о благородстве местных жителей. Правда, и среди них затесалась одна «паршивая овца» в лице подмастерья Тома, который посмел подсматривать за обнаженной Годивой. Но это закончилось для него плохо – кара небес не заставила себя долго ждать, и Том ослеп.

Надо сказать, что историки не нашли подтверждения тому, что описанные события произошли в действительности. Жития Леофрика с Годивой достаточно подробно описаны в английских летописях, но про поездки одного из супругов по городу в чём мать родила в них не сказано ни слова. Более того, судя по всему, сам граф был не менее набожен (или более дальновиден), чем его супруга, и львиную долю своих денег и земель потратил на устройство местного бенедиктинского монастыря. Вследствие чего Ковентри из зачуханного поселения быстро превратился в один из крупнейших городов Англии того времени.

Сама легенда стала иметь хождение благодаря монаху монастыря святого Албана Роджеру Вендроверу, который впервые упомянул о ней в летописи за 1188 год. В XIII веке король Эдуард I, заинтересовавшись легендой, учинил целое расследование, но оно только добавило загадок. Леофрик действительно отменил налоги для жителей Ковентри, но, как оказалось, произошло это в 1057, то есть спустя аж семнадцать лет после достопамятного проезда леди Годивы по улицам города.

Наиболее правдоподобным на сегодняшний день объяснением происхождения легенды выглядит толкование ее через трасформацию местных языческих обрядов в христианские. Еще до вторжения норманнов на месте Ковентри обитало племя саксов – хвике, и сам Леофрик в старинных летописях именовался не иначе как «повелителем хвике». Хвике же в свою очередь, будучи язычниками, почитали своих богов, среди которых была и богиня плодородия Года. В честь нее ежегодно проводились мистерии, сопровождавшиеся шествием, которое возглавлялось обнаженной жрицей и заканчивалось жертвоприношением лошади и красивого молодого юноши (вполне возможно, протипа ослепшего подмастерья Тома). Культ богини Годы долгое время существовал параллельно христианским таинствам и, конечно, можно себе представить как это раздражало местных отцов церкви. Для привлечения паствы чего только не сделаешь, а замена одной легенды на другую в народном сознании представляется одним из самых действенных способов в достижении этой цели.

Как бы то ни было, но легенда о голой леди, скачущей на лошади, достаточно хорошо прижилась в народной молве, а со временем пустила глубокие корни в мире искусства, литературы и даже астрономии (в честь Годивы назвали астероид – 3018 Годива).

В Ковентри же леди Годива чтится особо. Помимо памятника, расположенного рядом с городским кафедральным собором, и присутствия его изображения на городской печати, каждый июль здесь устраивается общегородской праздник. Фестиваль, посвященный леди Годиве проводится с незапамятных времен и сопровождается карнавалом, уличными шествиями, фейерверками и конкурсом на лучшую леди Годиву. Участниц конкурса, конечно же, не принуждают заниматься стриптизом, а вот наличие достойного платья образца XI века и золотистых волос для претенденток на победу обязательно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here