Домой Образование Отменить нельзя вернуть

Отменить нельзя вернуть

3940
0

12 апреля Россия отметила День космонавтики. Празднование пятьдесят пятой годовщины первого полета человека в космос прошло с небывалым размахом, сопровождаясь концертами, уличными видеоинсталляциями, радио и телемарафонами, а также запуском тысяч воздушных шаров в рамках акции «Подними голову», учрежденной Роскосмосом. 12 апреля россияне снова, как и полвека назад, испытали чувство гордости и глубокого удовлетворения от того что и первый искусственный спутник Земли, и первый человек в космосе – наши. Снова вспомнили «каким он парнем был», а некоторые, пользуясь случаем, даже показали пример сдачи норм ГТО по отжиманиям на золотой значок. И если не обращать внимания на некоторые мелкие шероховатости, то следует признать, что праздник удался на славу. Единственно что настораживало, весь он был направлен на вспоминание прежних заслуг, а не в направлении будущих космических завоеваний.

А три дня спустя как-то совершенно незаметно и даже без намека на достойное освещение прошел День Астрономии – науки, которая, казалось бы, напрямую связана с освоением космоса и без которой ни о каких завоеваниях просторов вселенной не могло бы идти и речи.

История этого дня берет свое начало еще в начале девятнадцатого века, когда любители астрономии объединялись в кружки и общества и в меру своих сил и возможностей популяризировали астрономию, устраивая показы звездного неба для всех желающих. Как правило, такие показы приурочивались к интересным астрономическим событиям: затмениям, прохождениям комет, метеоритным дождям и т.д. В итоге сложилось две даты, одна из которых приходится на апрель-май, а вторая на сентябрь-октябрь – Весенний и Осенний дни Астрономии. Так как их принято отмечать в первую субботу, близкую к первой четверти Луны, обе даты являются «плавающими» – в этом году весенний день Астрономии пришелся на субботу 16 апреля. Но как уже было сказано, в России он миновал, оставшись за границами внимания широкой общественности. Праздник этот  дорог тем, кто причисляет себя к астрономическим кругам по долгу службы или по велению сердца. Для большинства же простых обывателей, следует прямо сказать, это не ахти какая грандиозная дата. Да и зачем, собственно, забивать голову, казалось бы, совсем ненужными в жизни вещами – Звезды светят, Солнце греет, облака по небу ползают, и ладно. Вот только такой подход совершенно противопоказан обществу, которое не хочет в недалеком будущем оказаться за бортом цивилизации.

Однако в то время, как во всем мире астрономия считается одним из самых перспективных и быстроразвивающихся направлений, а на ее развитие и популяризацию тратятся немалые деньги, у нас дела обстоят совсем иначе. У нас эта наука существует в границах достаточно узкого научного круга, в который новые лица попадают скорее не благодаря, а вопреки существующим реалиям. Так называемые «гуманитарные» профессии, не обязывающие к хорошему знанию точных и естественных наук, вот уже лет двадцать пользуются особой популярностью, в ущерб профессиям связанным с изучением точных и естественных наук. Также стоит принять во внимание и то, что сейчас в России та же астрономия популяризируется лишь любителями-энтузиастами, да ритейлерами оптических приборов. А такие попытки могут охватить аудиторию не многим отличающуюся от той, которая была доступна для астрономов-любителей начала девятнадцатого века. Правда, существуют еще программы канала Discovery и ему подобных, но и они не изменяют того факта, что астрономия, по сути, находится в загоне. И такое пренебрежительное отношение к ней, к сожалению, сложилось далеко не сегодня.

Все началось еще в 1994 году, когда астрономию по каким-то неведомым причинам посчитали лишней, и она исчезла из школьной программы. Случился своего рода казус, благодаря которому официально не отмененную и не запрещенную дисциплину просто перестали преподавать в средних школах. Как оказалось, изъять целый предмет из школьной программы не составило особого труда – нужно было всего лишь не утвердить школьный учебник по «лишней» дисциплине, и результат этого не заставил себя долго ждать. С той поры астрономию преподают лишь в некоторых школах и только на правах спецкурса или факультатива по желанию учащегося.

Но насколько лишней и для кого может считаться одна из старейших фундаментальных наук, дающая представление как о мироустройстве, так и о положении человека во вселенной? Наука, во все времена своего существования влиявшая на развитие других наук, культуру, философию, искусство и прикладные исследования.

Не вдаваясь в подробности древнейшей истории развития астрономии как научной дисциплины обязательной для изучения, можно лишь упомянуть, что в России она являлась таковой и в дореволюционных гимназиях (предмет – космография), и в советских средних школах. До определенного времени она занимала немало места в школьных расписаниях и сопровождалась даже обязательными практическими занятиями. Любой советский старшеклассник имел возможность получить как все необходимые знания об устройстве вселенной, так и навыки наблюдения за небосводом. Кризис школьного изучения астрономии начался в конце семидесятых, когда свойственный для эпохи застоя депрессивный настрой начал сказываться и на системе образования. Из астрономии постепенно ушла практика, а затем и немалая доля учебных часов. Тем не менее она оставалась в школьной программе и хоть как-то доносила до учащихся элементарные астрономические знания.

С чем же мы остались на сегодняшний день? Вместо того чтобы реанимировать давно «хандрившую» астрономию, взяв из прошлого опыта ее преподавания все лучшее, было принято решение об «эвтаназии». Судя по всему, люди, от которых зависело решение данного вопроса, не задумывались, к каким последствиям подобные решения обычно приводят.

Уже сегодня опросы показывают, что огромная часть россиян уверена, что Солнце вращается вокруг Земли, а подавляющее большинство не может объяснить причину смены времен года. Среди недавних выпускников даже технических ВУЗов все чаще попадаются люди, не знающие, что такое обсерватория и кто такой Циолковский. Также у нас нынче мало кто ведает, что звезда и планета – это далеко не одно и то же.

С одной стороны, можно сказать, что подобные знания в повседневной жизни не нужны. Вполне достаточно того, что местонахождение Полярной Звезды преподают на уроках ОБЖ в разделе ориентирования на местности, а устройство вселенной в одном из разделов физики.

Но не стоит забывать о том, что астрономия, несмотря на свою тесную связь с другими науками, всегда была наукой самостоятельной и целостной, имея свои объект и метод исследования. И помимо создания методов ориентации в пространстве и времени, так необходимых в нашей повседневной жизни, она всегда выполняла еще и общекультурную «повинность», определяя место человечества во Вселенной. Особенность астрономии не только в том, что она глубоко затрагивает мировоззренческие вопросы, формируя представление об окружающем мире, ее отличает еще широта и многоплановость задач, которые благодаря ей можно решить. Помимо удовлетворения естественного юношеского любопытства и воспитания интереса к процессу познания природы как такового, астрономия может служить прекрасной иллюстрацией работы законов физики. Более того, все фундаментальные физические теории проходят астрономическую проверку. Посредством астрономии можно не только демонстрировать универсальность физических законов, но также знакомить со сферой деятельности человека в космосе, в которую, помимо научных космических исследований, входит целый спектр вполне прикладных вещей: космическая связь, оптика, навигация, оборона, экономика, высокие технологии.

Но пока в мире быстро развиваются прикладная астрономия, физика, астрофизика, за работы в области последней присуждаются Нобелевские премии, а прикладная астрономия находится на пике внимания и популярности, у нас происходят слабые потуги в попытке решить, стоит ли возвращать астрономию в школьную программу. И если все-таки стоит, то как и в каком объеме. Россия, как обычно, идет своим особым путем. Наверное, прохождением именно этого пути обуславливается и тот факт, что участие во многих международных проектах по изучению

Радиообсерватория ALMA в Чили

Вселенной для России на данный момент представляется проблематичным, а о самих проектах у нас вообще мало кто слышал. К таким проектам, в частности, можно отнести международный проект всеволнового радиокомплекса SKA, состоящий из нескольких тысяч отдельных радиоантенн, проект европейского супергигантского телескопа E-ELT и созданный в Чили субмиллиметровый телескоп ALMA – каждый из них стоимостью более миллиарда долларов.

Один из тезисов «Меморандума Бромберга» из повести Аркадия и Бориса Стругацких «Волны гасят ветер» гласил: «человечество будет разделено на две неравные части по неизвестному нам параметру, причем меньшая часть форсированно и навсегда обгонит большую». На момент написания повести этот тезис выглядел совершенно фантастическим, но чем больше проходит времени, тем реалистичнее он звучит. Уже сегодня человечество будто бы поделилось на две части, и кто-то создает супергигантские телескопы и строит планы по заселению Марса, а кому-то достаточно гордиться достижениями полувековой давности. Окажемся ли мы еще через одно поколение в передовом меньшинстве или навсегда останемся в 12 апреля 1961 года решать необходимо уже сегодня. Пока что меньшая наша часть, не желающая гордиться лишь орденами с дедушкиного мундира, пытается собрать подписи под текстом общественной инициативы за возврат астрономии в школьную программу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя