cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
16/02/2017

Тони Эрдманн / Toni Erdmann



Режиссер: Марен Аде
В ролях: Петер Симонишек, Сандра Хюллер, Михаэль Виттенборн, Томас Лойбль,
Тристан Пюттер, Хадевих Минис, Люси Расселл, Ингрид Бису, Влад Иванов, Виктория Кочас, Раду Банзару,
Анна Мария Бергольд, Нильс Борман, Ингрид Буркхард

   Винфрид (Петер Симонишек) – одинокий учитель музыки в разводе и на пенсии, любит разыгрывать окружающих самыми нелепым и добродушным образом, пытается продолжать преподавать, ухаживает за своей старой собакой и еще более старой матерью, и скучает по дочери Инес (Сандра Хюллер) – топ-менеджеру крупной консалтинговой компании, чья жизнь проходит в нескончаемых переговорах и телефонных беседах. Дочь бывает в родном городе исключительно по случаю каких-либо важных событий – в основном это дни рождения матери. С отцом же отношения не складываются. Однажды Винфрид решает сделать Инес сюрприз к дню рождения и без всякого предупреждения приезжает в Бухарест, где она в настоящее время живет и работает.

   «Тони Эрдманн» всего лишь третья полнометражная работа Марен Аде. История, сочиненная и снятая после семилетней паузы в режиссерской карьере, на первый взгляд представляется довольно заурядной, не слишком эффектной, к тому же без сколь-нибудь известных актерских имен. Тем не менее, фильм вызвал фурор в Каннах, после чего отправился собирать призы дальше и к настоящему моменту уже стал обладателем 32 наград и номинировался 57 раз на разной степени значимости киносмотрах. Каковы же причины такого внимания как со стороны критиков, так и зрителей? Тонкая ирония, удивительно органичная игра всех без исключения исполнителей, очевидное наследование «новой волне» румынской киношколы. Неслучайно действие вскоре после пролога и завязки перемещается в Бухарест, и основные события происходят именно там. 

   Тони Эрдманн, вынесенный в название картины, второе «я» Винфрида: он носит дурацкий седой парик и вставную челюсть с торчащими зубами, бесцеремонно влезает в церемонные беседы и всячески нарушает привычный порядок дел. В первый же день бухарестского вояжа он едва не срывает дочери важные переговоры. Инес просит Винфрида вернуться в Германию, тот вроде бы соглашается и даже садится у нее на глазах в такси, но внезапно возникает снова – в облике Тони Эрдманна. Поначалу комические ситуации связаны исключительно с этим персонажем, но когда их количество достигает высшей точки, смешное, причем до слез, начинает происходить с Инес. Из-за постоянного вмешательства Тони в  трудовые процессы и жизнь, дочь начинает съезжать с катушек и совершать поступки перпендикулярные реальности. Кульминации сюжет достигает на дне рождения Инес. В ожидании гостей она примеряет тесное, неудобное, хоть и явно дорогое, платье, но внезапно стаскивает его с себя, а немного поразмыслив, раздевается донага. И в таком виде выходит встречать поздравителей, предлагая последовать ее примеру, а нежелающих великодушно отпускает восвояси. Апофеоз серии абсурдных и дико смешных эпизодов – явление Винфрида, облачившегося в костюм кукери - безликого волосатого монстра с головой фаллической формы.

   Трагикомичность «Тони Эрдманна» быстро становится очевидна: из трагического здесь и произрастает смешное. Именно этот прием позволяет режиссеру снять не еще одну из многочисленных драм про конфликт поколений, отцов и детей и тому подобное, а подняться намного выше и выдать коллективный портрет с виду благополучного общества. Выводы, разумеется, неутешительные: всевозможные технические способы коммуникации не сближают людей, а напротив – сильнее отдаляют. Человек разучается слышать и слушать, не улавливает интонации и настроения близких людей, не способен озвучивать даже самые простые переживания. Тони Эрдманн, напротив, сначала приводит в чувство Винфрида, а затем и порядком замученную всевозможными установками, корпоративными нормами и ограничениями Инес тоже возвращает в живое состояние. Аде, разумеется, находит решение для своих героев, сожалеть же следует о том, что долго это состояние, увы, не продлится. С другой стороны – почему бы не порадоваться за отца с дочерью, которые сумели выбраться из привычного положения и заставить зрителей сделать то же самое.  Пусть только и на время фильма.

Наталия Эфендиева и Евгения Леонидова

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий