cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
05/06/2018

Слабости "мягкой силы"


Слабости
Известный политолог Джозеф Най (Joseph S.Nye) назвал распространение национальной культуры и искусства в мире «мягкой силой» государства. Это утверждение было уже неоднократно доказано, а само понятие «мягкой силы» приросло перечнем базовых элементов, из которых она состоит: распространение языка, культуры, идеологические принципы, популярность системы образования, науки, здравоохранения и социально-экономической модели в целом, а также авторитетность системы публичной дипломатии.

Последние несколько лет творцы информационного поля нашей страны приоритетно развивают один базовый элемент «мягкой силы» – идеологию. И это идеология консервативного традиционализма в отдельно подобранной концепции антизападничества. Однако ее распространение в мире имеет очень ограниченную целевую аудиторию, представляющую маргинальный, крайне правый и крайне левый социальный срез.

Таким образом, российскими представителями иновещания был выбран путь информационного воздействия, результатом которого является не столько утверждение собственной «мягкой силы», сколько дискредитация и разрушение «мягкой силы» конкурентов – стран как Запада, так и Востока. На первый взгляд, в теории, такой подход может привести к результату, но давайте посмотрим на опросы на тему отношения к России, которые проводились среди жителей США. Если до начала работы российского иновещания (по данным опросов 2010 года) Россией постоянно интересовались 4% опрошенных, при этом позитивно относились почти 8%, а резко негативно меньше 1%, то теперь (по данным опросов 2017 года) интересуются постоянно почти 14%, позитивно относятся всего 4%, а негативно почти 7%. Вот такой результат всех затраченных сил, огромных денежных средств и выбранной стратегии. Стоит добавить, что в перспективе – если не сменить существующую стратегию – этот результат будет только усугубляться.

Мы часто говорим, что России объявлена информационная война, и западные партнеры не слышат нашу точку зрения. Но это не совсем правда: они ее слышат, но хотят ли принимать в расчет и согласны ли они с ней – вопрос очень дискуссионный. Любая информационная война в значительной части имеет целью дискредитировать элементы этой самой «мягкой силы» государства, однако в нашей практике эту задачу выполняют не столько иностранные вредители, сколько взявшие на себя роль пропагандистов отечественные горе-патриоты. С одной стороны, можно вспомнить знаменитую фразу «собаки лают, а караван идет», но зачем? – если показать себя миру можно было значительно дешевле, проще и с гораздо лучшим результатом.

Уместно будет вспомнить и предыдущий мировой опыт решения подобных задач, тем более что он весьма обширен. Причем не только зарубежный, но и свой, российский. Не будем про отрицательные примеры – хотя они очень поучительны, но про них и так все ясно – давайте поговорим о том, что вызывало восторг в прошлом и приводило к достижению результата той самой «мягкой силы». В первую очередь вспоминаются Русские сезоны Дягилева в Париже, которые открыли миру Чайковского и русский балет. И это именно тот способ, который, очевидно, и следует использовать, к тому же что и его эффективность можно легко увидеть по событиям внутри страны. Достаточно вспомнить проводимые ежегодно летний Петербургский Международный экономический форум и осенний Петербургский Культурный форум, сравнив международный уровень гостей и медийный резонанс этих событий в мире.

Если бы был способ математически посчитать долю, занимаемую современной Россией в мировой культуре и искусстве, то она оказалась бы гораздо более весомой, чем наша доля в мировом ВВП в 1,8%.

Михаил Фурман