cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Израиль. От мифов к реальности.
ИГРЫ
Игрообзор. Prey.
12/12/2017

По ту сторону надежды / Toivon tuolla puolen


По ту сторону надежды / Toivon tuolla puolen
Режиссер: Аки Каурисмяки
В ролях: Вилле Виртанен, Томми Корпела, Кати Оутинен, Сулеви Пельтола, Тимо Торикка, Танели Мякеля, Элина Книхтиля, Ханну-Пекка Бьеркман 

Сирийский механик Халед (Шерван Хаджи) контрабандой добирается до Финляндии, где просит признать его беженцем. Его отправляют в иммиграционный центр, где в ожидании решения он знакомится с земляком, который сидит тут уже не первую неделю и надеется на благополучный исход. На него же рассчитывает и Халед, рассказывающий на собеседовании историю своей семьи, жившей в Алеппо. Чиновница вежливо его выслушивает и выносит неcколько неожиданный вердикт… 

«По ту сторону надежды» – второй фильм Аки Каурисмяки из так называемой «портовой» трилогии. Первый – «Гавр» – вышел в 2011 году, участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, призов не получил, зато получил теплые отзывы критиков и зрителей. В той истории маленький африканец находил поддержку у чистильщика обуви, который прятал его и пытался помочь с возвращением домой. Во втором фильме домой уже мало кто хочет, в основном все мечтают осесть на европейской, – в данном случае, финской – земле и по возможности быстрее ассимилироваться. Препятствия этому искреннему желанию чинят с одной стороны местные бюрократы, с другой – доморощенные неофашисты. Первые с холодным интересом слушают рассказы беженцев, но входить в положение каждого не считают возможным. Вторые провозглашают себя санитарами общества и всем, кто не отвечает их представлениям о чистоте финского народа, физически травмирующими способами разъясняют свою позицию. Однако Каурисмяки не изменяет однажды принятой установке и в который раз отыскивает в этом мире людей, ведущих себя по-рыцарски.

Незатейливая с виду картина полна цитат и отсылок, прежде всего, к предыдущим фильмам самого режиссера. Так, название судна, на котором Халед прибывает в Хельсинки, отсылает к одной из первых работ Каурисмяки. Режиссер «Девушки со спичечной фабрики» и «Человека без прошлого» не устает призывать к милосердию и терпеливо разъясняет, что с любыми другими следует обходиться по-человечески. Хотя бы потому, что завтра кто-то из преследователей может оказаться в роли иммигранта и угнетаемого.

Наталия Эфендиева