cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
История
ТАМ, ГДЕ НЕ БЫВАЛ ЛЕВША
Общество
ТРЕНИНГ ЛИЧНОГО КУЛЬТА
08/12/2011

Людмила Косткина. Модернизация здравоохранения Петербурга. Промежуточные итоги


 Последние годы в России проходят под знаменами модернизации и инновации. В большинстве слу- чаев эти понятия ассоциируют исключительно с техникой, забывая, что социальная сфера также нуждается в преобразованиях.
 Тем не менее, процесс модернизации именно социальной сферы Петербурга проходит достаточно успешно. В частности, уже год, как начала действовать программа, которая должна улучшить качество и доступность медицинских услуг в поликлиниках Северной столицы. О том, что было сделано за этот год, и о трудностях, с которыми пришлось столкнуться, наш корреспондент побеседовал с вице-губернатором Петербурга Людмилой Андреевной Косткиной.


— Известно, что одни из самых наболевших проблем в наших поликлиниках — это очереди, и не- хватка специалистов. С начала года в городе предприняты определенные шаги для их решения. Какие именно?
 — Действительно, доступность медицинских услуг и очереди в поликлиниках — проблемы достаточно острые. Чтобы их ликвидировать, было принято решение о создании районных Центров записи на прием к врачам по телефону, так называемых коллцентров. Не секрет, что во многих поликлиниках не хватало врачей-специалистов и, хотя, на сегодняшний день, их стало гораздо больше (во многом благодаря увеличению выплат), по-прежнему возникают проблемы со своевременным получением консультации врача-специалиста. А наличие коллцентров позволяет скоординировать деятельность всех поликлиник внутри района, обеспечить пациенту выбор лечебного учреждения и врача, а также распределить пациентов между медицинскими учреждения- ми. Нами еще до 2011 года проводилась большая работа по техническому оснащению поликлиник и больниц. И теперь, помимо интернета, в большинстве из них есть внутренние локальные сети, которые позволят в дальнейшем перейти на использование электронной истории болезни и лабораторной информационной системы. Возможности будут почти неограниченными.
 — Под лабораторной информационной системой подразумевается некая база, в которую будут поступать результаты обследований?
 — Конечно же. Сейчас у нас что происходит? Поликлиника или диагно- стический центр проводит обследование и решает, что пациента надо направить на госпитализацию или к другому спе- циалисту. К сожалению, пациенту при этом дается только направление, а ре- зультаты исследований (снимки, анали- зы) — нет. Затем пациент идет по направ- лению, ему говорят «да, мы вас берем», но сдайте опять такой анализ, сякой ана- лиз, пройдите обследование. И опять все повторяется: томографы, рентгены, узи, кровь, моча и т.д. Таким образом, даже если больница берет пациента, пони- мая, что поликлинике можно доверять, зачастую приходится делать повторные обследования и по второму, по третьему разу расходовать не только драгоценное время, но и бюджетные средства. Ведь все это еще и расходные материалы, причем дорогостоящие. Поэтому так важно ин- формационное обеспечение всех меди- цинских учреждений, работающих с си- стемой ОМС.
 — А насколько легко медицин- ский персонал освоил новую систему?
 — Например, для работы в колл- центрах нам пришлось специально об- учать людей. Ведь качество медобслужи- вания — это не только информационная база, это еще и соблюдение неких стан- дартов. Помимо технической стороны вопроса, нужно было организовать ра- боту регистратур поликлиник на новом уровне, обучить медицинских регистра- торов работать с программой для записи пациентов, организовать работу район- ных центров записи. Обучить операто- ров центров, кроме всего прочего, еще и психологическим навыкам общения с пациентами. При этом самым главным девизом обучения было то, от чего уже отвыкли в поликлинике — «ты не име- ешь право говорить пациенту «нет».
 — Колл-центры сняли пробле- му с тем, что нет узкого специали- ста в конкретной поликлинике. Пациент просто берет номерок и идет в другую поликлинику или больницу. Но врачей все-таки не хватает?
— В значительной части сегодня уже нет ситуации, когда человеку нужен специалист, а ему говорят — нет. Сейчас и это уже результат. Но все-таки, есть не- хватка узких специалистов. Это связано с тем, что профессия врача считается непрестижной, и в эту профессию мало идут.
  — Раньше была система рас- пределения в медицинских инсти- тутах. Сейчас её физически невоз- можно сделать, но сама по себе она была правильной. А ничего такого не планируется?
 
— Хорошая тема. Сколько я рабо- таю, столько лет говорят на самых раз- ных уровнях про закрепление. На мой взгляд, это было бы очень правильно. Имея сегодня столько медицинских учебных заведений, нам стыдно, что не хватает специалистов. Мы пытаемся идти своим путем. Так, например, мы заключили с медуч- реждениями договоры о повышении квалификации на безвозмездных услови- ях. Но многие уходят в частные структу- ры… Приезжих очень много и их число увеличивается. Есть тема строительства жилья для молодых ученых, решивших остаться и работать по специальности в Петербурге. А это тоже один из спосо- бов повышения престижа профессии. 
 — В последнее время много слу- чаев, когда люди жалуются на про- блемы из-за того, что медицинскую помощь им не оказали или оказали некачественно. Как решается эта проблема?
 —Это второй большой раздел про- граммы модернизации здравоохране- ния — контроль качества оказанной медицинской помощи путем внедрения стандартов. Сегодня четко определен курс — это страховая медицина. Введены стандарты по многим специальностям, и идет контроль за их исполнением.
 — Если вернуться к теме колл- центров. Районные созданы, что дальше?
 
— Теперь нас ждет второй этап — объединение в единый городской Центр, технически мощный, который объеди- нит все центры районов и амбулаторно- поликлинические отделения крупных стационаров. Главная цель — сделать единой информационную сеть и заве- сти в нее все медицинские учреждения с едиными программами.
 — Наверное, многим будет ин- тересно узнать, на какие средства осуществляется эта программа?
 — Исходя из критериев всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), благополучной считается страна, 5 про- центов ВВП которой идет на здравоох- ранение. В целом по Российской Фе- дерации расходы на здравоохранение составляют 3 процента ВВП, а в Санкт- Петербурге — 3,6 процента. И хотя наш город выигрывает по сравнению с другими субъектами, имеющегося фи- нансирования все равно недостаточ- но. Пришлось пойти на непопулярные меры — увеличить единый социальный налог на 2 процента. Это было верное политическое решение, хотя, если вы помните, все производственные коллек- тивы необходимость увеличения ЕСН встретили, мягко говоря, с недопони- манием. Но это решение было необхо- димо, потому, что здравоохранение по- стоянно испытывает недостаток средств, хотя мы и называем красивые цифры увеличения финансирования. В реали- зации программы модернизации ак- тивное участие принимают страховые компании в тесном взаимодействии с Территориальным Фондом обязатель- ного медицинского страхования. Имен- но страховые компании последние два года финансировали колл-центры из своих расходных денег.
 — Вы говорите расходы в стра- не около 3-х процентов от ВВП на медицину, у нас в городе — больше, т.е. получается, что Петербург впе- реди России в целом?
 — Да, мы даем намного больше, но сказать, что у нас все приведено в поря- док, нельзя. И сейчас еще идут поставки нового оборудования, открываются но- вые кабинеты. Но, по сравнению с другими реги- онами, к началу программы модерни- зации мы находились на более высоком уровне. Например, по части техниче- ской оснащенности. У нас уже до этого шла программа со своей концепцией, и мы по ней сделали диагностические, межлабораторные, межрайонные цен- тры, оснастились современным обору- дованием. Поэтому, когда в федеральной про- грамме модернизации первым пунктом стояло именно лабораторное оборудо- вание, то мы в нем уже не нуждались. Но зато мы обратили внимание на стан- дарты. Ведь доступность медицины — это не только наличие врачей, это еще и внедрение стандартов, потому что если вам оказывается некачественное поверх- ностное лечение, я не говорю сейчас о врачебных ошибках и других крайно- стях, то можно считать, что медицина недоступна.
 — Можно про стандарты по- подробнее?
— Если на примере сердечно-со- судистых заболеваний… Весь прошлый год мы занимались оборудованием в шести крупнейших больницах сердеч- но-сосудистых центров. И мы выстрои- ли там логистику, поминутно. Сколько идти от кабинета до кабинета, сколько принимать больного, какие исполь- зуются препараты. «Скорые помощи» были снабжены необходимым обору- дованием, медикаментами. Были созда- ны соответствующие бригады врачей, в больницах оборудовали реабилита- ционные палаты. Все это входит в евро- пейский стандарт, и этот стандарт был утвержден Минздравом. В итоге с этого года страховые ком- пании начали требовать и контролиро- вать схему выполнения этого стандарта, и обнаружился удивительный резуль- тат — за полгода работы летальность среди перенесших инсульт и инфаркт в Петербурге снизилась на 11 процентов. У нас впереди еще большая работа. К со- жалению, не всегда получается так бы- стро, как хотелось бы.

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий