cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Общество
Раз, два, рептилоид заберет тебя
Событие
Проект на вырост
08/11/2017

Халява транспорт или общественное благо


Халява транспорт или общественное благо
Последние пять лет у жителей Таллина бесплатный проезд на общественном транспорте в черте города. Сейчас реализуется проект, в рамках которого бесплатными станут не только таллиннские, но и уездные автобусы. Согласно намеченным планам, уже с 1 июля 2018 года пригородные автобусные линии, субсидируемые государством, станут бесплатными для всех, и за билет придется платить только на междугородных и международных рейсах. Возможно, скоро городской общественный транспорт станет бесплатным и в других городах. Нововведение коснется и самого Таллина. Сейчас право на бесплатный проезд здесь есть только у таллинцев, но когда автобусы уезда вокруг города станут бесплатными, Таллину станет очень сложно продолжать отделять «своих» и «чужих» и он будет вынужден ввести бесплатный проезд для всех. О новом проекте, его предпосылках и последствиях PULSE рассказал Аллан Алакюла, руководитель представительства Таллина в Евросоюзе.



- Для кого в настоящее время проезд в Таллине остался платным?

- Прежде всего, для тех, кто не прописан в Таллине. За исключением лиц от 65 лет и старше и некоторых узких социальных категорий: инвалидов, военных и т.д. 

- После введения бесплатного проезда в других городах, там будет такая же система? Бесплатно только внутри своего региона?

- Я полагаю, когда уездные маршруты станут бесплатными, тогда центры уездов не смогут отделить своих и чужих и основная платная категория тоже исчезнет. Мой прогноз именно такой. В результате весь общественный транспорт по всей стране с небольшими исключениями будет бесплатным для всех. Исключением наверняка останутся иногородние и международные поезда и паромы. Хотя и про паромы идут дебаты. 

- При бесплатном транспорте не нужна будет и билетная инфраструктура… 

- В Таллине эта система до сих пор поддерживается, потому что надо отделить жителей города от гостей. Действительно, если система бесплатного проезда распространится на всех, то в такой дорогостоящей системе отпадет надобность. 

- Как же тогда быть с высвобождением рабочих мест?

- По Таллину, я думаю, всего человек пять связаны с контролем, по всей стране - порядка нескольких десятков. В основном там заняты люди, развивающие и поддерживающие электронную систему. Поэтому массовых сокращений, связанных с ликвидацией билетной системы, не понадобится, и в социальном плане потерь не будет, а по бюджету это явный выигрыш.

- Сколько уходит, чтобы автопарк общественного транспорта полностью функционировал?

- Общий бюджет общественного транспорта, который включает расходы и инвестиции – 63 млн. евро. Бюджет Таллина на следующий год 700 млн. Так что, почти 10% от общего городского бюджета идет на общественный транспорт. 

- В чем выгода от введения бесплатного проезда для государства? Сделать приятное людям?

- Можно, конечно, говорить и так. Но это действительно основная роль государства. Одна из его основных функций – пользовать общественные средства для общего блага. Сейчас государство субсидирует общественный транспорт на 80%, но все равно для многих людей билеты недоступны. Получается, что это пустая трата общественных средств, и что-то надо менять. Единственное правильное решение – сделать транспорт доступным, убрав ценовую помеху.

- Во время общественных слушаний по поводу этого проекта, приводили экономические обоснования? Какой ожидается экономический эффект?

- Таким образом можно стимулировать местную экономику. Когда проект вводился в Таллине, предполагалось, что люди больше по вечерам и выходным начнут потреблять местные услуги, продукты и т.д. Четкой методологии оценки и метки для сравнения у нас до сих пор нет, но есть результаты общественных опросов: люди действительно стали чаще выходить из дома, а предприятия торговли и услуг отметили оживление покупательского потока.

- Но тогда логичным было бы задействовать и междугородние перевозки...

- Мы идем шаг за шагом. Бесплатный проезд на уездных линиях мог бы оживить рабочий рынок, расширив возможности для рабочих мест. Это оживит и экономику в целом. 

- Когда вы вводили такую систему в Таллине, вы брали чей-то опыт как образец, или это чисто эстонское изобретение?

- Финансовая модель – это местное изобретение, и тут нам не на кого ссылаться. А в отношении технической реализации, мы смотрели как это сделано во Франции и в бельгийском Хасселте. 

- Есть ли недовольные введением системы бесплатного общественного транспорта? Например, таксисты.

- В свое время мне удалось с ними поговорить. Оказалось, что услуги такси и общественного транспорта настолько отличаются, что таксисты присутствия новой системы не замечают. Те, кто ездил на такси, продолжают на них ездить. 

- А помимо таксистов? 

- Перед вводом бесплатного проезда, конечно, проходили дебаты. В основном, против выступало лобби водителей – владельцев машин. Они возмущались необходимостью платить за то, чем ни они сами, ни их семьи не пользовались и не собираются пользоваться, и их голоса были очень громкими.

- Их проигнорировали?

- Нет. Им в ответ привели два контраргумента. Во-первых, при распределении общего бюджета, его львиная доля идет на строительство и поддержание дорог, которыми водители пользуются бесплатно, косвенно получая прибыль, помимо удовольствия от езды по качественным дорогам. А во-вторых, бесплатный общественный транспорт благотворно скажется на трафике движения – Таллин большой город – и водителям в центре станет легче ездить.

- И как изменился трафик?

- По сравнению с 2012 годом трафик в центре города уменьшился на 15%. Пробок стало меньше. Но это, конечно, не только из-за бесплатного транспорта, но и из-за увеличения выделенных полос, и сильного повышения тарифов за парковку. 

- Сколько сейчас стоит общественный транспорт для обычного сельского жителя Эстонии?

- Например, если взять обычный билет от Таллина до хутора, расположенного в 60 км, то он стоит 4 евро. Это 8 евро ежедневно, если ездить на работу и обратно. Умножаем минимум на 20 рабочих дней – 160 и больше евро в месяц. При этом минимальная зарплата в Эстонии около 360-400 евро. Средняя по стране - 700 евро. Если только автобус в месяц выходит под 200 евро, и если вы ездите на работу, то даже от 700 евро – это значительная часть…

- Сейчас каждый третий евро в бюджете оплачивается Евросоюзом, который занимается дополнительным финансированием в рамках инфраструктурных инвестиций. С 2021 года эти инвестиции прекратятся и бюджет фактически сократится на треть. Нет ли опасений, что в связи с этим, через три года не будет возможности поддерживать услугу бесплатного общественного транспорта?

- Прямая сумма сокращения составит 10 млн. евро, и чтобы улучшить бесплатную услугу понадобится около 20 млн. То есть государство будет тратить дополнительно 25-27 млн. евро. Для бюджета, даже без доли Евросоюза это очень незначительная сумма. И я предполагаю, что общая экономическая выгода будет превышать сумму дополнительных трат. Ваш вопрос аналогичен вопросу: если денег нет, то откуда они берутся? Но это касается не только общественного транспорта, а всех сфер жизни, включая медицину, образование и т.д. 

- Не получится ли так, что через три года общество пожелает отказаться от бесплатного транспорта? 

- Все решения, касающиеся бюджета муниципального или государственного уровня – решения политические и зависят от установленных приоритетов. Люди очень быстро привыкают к хорошему. Если они уже привыкли, то политически становится очень сложно, а иногда и просто невозможно отменить это хорошее. И тогда политики будут вынуждены находить средства в других местах. Например, все мы платим за ночное освещение улиц. И это благо не оспаривается, и само собой разумеется, хотя немногие гуляют по ночам и вообще выходят из дома. Если бесплатный общественный транспорт приравнивается к такой же категории услуг, то и дебатов не возникнет.

- То есть другими словами, для вас бесплатный проезд – это общественно-признанная социальная норма?

- Есть хорошая аналогия. Некоторое время назад Эстония провозгласила на весь мир, что доступ к бесплатному WiFi – это человеческое право. И действительно у нас появилось множество мест с бесплатным WiFi в отличии, так скажем, от мирового среднего. Отнести бесплатный общественный транспорт к такой же категории, я думаю, возможно.

беседовал Михаил Фурман

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий