cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
15/04/2014

Глазами клоуна



Режиссер Денис Хуснияров
В ролях: Андрей Феськов / Булат Шамсутдинов, Артем Цыпин, Любовь Макеева,
Михаил Николаев, Арсений Мыцык, Наталья  Корольская, Анна Королева,
Владислав Лобанов, Лилия Гильмутдинова, Артем Юдин

   Денис Хуснияров выпустил на сцене Театра на Васильевском уже четвертый спектакль. И материал выбрал крайне неожиданный – роман Генриха Бёлля «Глазами клоуна», вышедший в 1963 году. Браться за произведение, где почти все действие разворачивается в воображении главного героя и представляет собой непрерывный внутренний монолог с нечастыми вкраплениями диалогов, может только человек большой отваги и решимости. Тем более, что Бёлль в своем тексте говорит о массе и по сейчас актуальных и острых вещей – о религии, социальном неравенстве, семейных отношениях и ценностях, об ответственности за сотворенное когда-то зло, пусть даже и невольно. Роман в свое время пользовался большой популярностью у читателей, в том числе и в СССР. В 1968 году Геннадий Бортников инсценировал «Глазами клоуна» в Театре им. Моссовета, в котором сыграл заглавную роль – клоуна Ганса Шнира.
   Хуснияров убрал из текста бытовые детали и подробности (у Бёлля герой живет в обшарпанной, заплеванной квартирке), разговоры о религии (хотя на них-то как раз и замешаны отношения героев) и обществе свел к деликатному минимуму. Ибо интересуют его вещи иного порядка - интимные состояния и чувства героя, ставшее невыносимым одиночество, его метания по закоулкам памяти и полной боли и отчаяния жизни. Художник Николай Слободяник придумал аскетичную сценографию: ослепительно  белая сценическая коробка, черное пианино с велосипедом наверху, 13 черных вертящихся стульев и пара десятков абажуров, свисающих с колосников. В центре композиции – широкое кожаное кресло, в котором часть времени проведет Шнир. Как и в романе, в спектакле зрители застают его в момент драматический – любимая Мари (Наталья Корольская) ушла, родители (Любовь Макеева и Артем Цыпин) и брат Лео (Арсений Мыцык) возобновить общение не торопятся, антрепренер Цонерер (Владимир Постников) пьет, а найти утешение хотя бы в религии уже практически бывший клоун не желает сам. 

   Воображение Шнира, подогреваемое алкоголем, то и дело вскипает и бурлит, вызывая одно воспоминание за другим.  Первой появляется погибшая в феврале 1945 года обожаемая сестра - 16-летняя Генриетта, хрупкая невысокая девочка в школьном синем пальто с рюкзачком за спиной (Лилия Гильмутдинова). Она садится за пианино и начинает наигрывать Шопена. Поскольку сам Бёлль не слишком щедр на подробные описания персонажей, режиссер придумал знаки, маркирующие каждого из них. Тем более, что практически все одеты в черное, а на лицах – белый грим. На мамаше Шнир – жемчужное ожерелье, перчатки и шляпка, антрепренер не расстается с кружкой пива, папаша Шнир – с чашечкой кофе, доктор ходит с доской, ножом и тушкой курицы. И, словно запрограммированные они произносят лишенные эмоций, сухие реплики. В этом дихроматическом, лишенном оттенков мире, Мари, как и Генриетта, составляет исключение. Тонкую белую сорочку она меняет на темно-зеленое платье. В точно такого же цвета халат переоденется Ганс перед реальной встречей с отцом. Эти эпизоды – самые пронзительные в спектакле. Альфонс Шнир - почетный доктор, генеральный директор угольного концерна - приходит поговорить с сыном, а все оборачивается окончательным разрывом. Разговор превращается в переговоры о выгодной сделке – сын не дает отцу и шанса поговорить о чем-то важном, ерничая и гримасничая в ответ на его реплики. Иначе-то уже не может, слишком сильна ненависть к пославшим родную дочь на верную смерть. В финале история закольцовывается – на сцену, как и в прологе, выходят герои спектакля, облаченные в черные сутаны, дабы в песнопении обратиться к Всевышнему.
Во времени спектакль движется по-немецки обстоятельно и неспешно, как и предполагает, в общем-то, романная форма. Однако иногда так и хочется попросить увеличить темп, ибо в некоторых эпизодах душевные терзания Ганса Шнира выглядят слишком уж мучительными и нескончаемыми.

Театр на Васильевском
(812) 321-59-96    
В.О., Средний пр.,48
www.satira.spb.ru


Pulse.ru

ОБСУЖДЕНИЕ

КЛИЕНТСКИЕ БАЗЫ для всех кто много продает (для юрлиц и физл пишет

КЛИЕНТСКИЕ БАЗЫ для всех кто много продает (для юрлиц и физлиц)! Узнайте подробнее! Skype: prodawez390 Email: prodawez393@gmail.com Whatsapp: +79139230330 Viber: +79139230330 Telegram: +79139230330 WWW: http://xurl.es/PR0DAWEZ

Ответить
Добавить комментарий