cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
История
ТАМ, ГДЕ НЕ БЫВАЛ ЛЕВША
Общество
ТРЕНИНГ ЛИЧНОГО КУЛЬТА
11/04/2017

Чук и Гек


Чук и Гек
Режиссер: Михаил Патласов
В ролях: Евгений Антонов, Никита Барсуков, Николай Белин, Ольга Белинская, Дмитрий Бутеев, Аркадий Волгин,
Петр Семак, Сергей Сидоренко, Валерий Степанов, Дарья Степанова, Алексей Фролов

   Рассказ про братьев Чука и Гека, написанный Аркадием Гайдаром в 1939 году, всегда считался светлым, милым и трогательным. Еще бы! Мама с сыновьями отправляются в тайгу к папе-геологу – едут через полстраны на поезде, потом добираются на перекладных до избушки, живут не в самых пригодных для себя условиях и так далее. Словом, на пути к семейному счастью преодолевают серию трудностей. Режиссер Михаил Патласов вместе с драматургами Алиной Шклярской и Андреем Совлачковым миф гайдаровского рассказа сознательно разрушает, наполняя его неведомыми дотоле смыслами. Хрестоматийный художественный текст, который более или менее точно помнят, вероятно, едва ли не все, кому довелось учиться в советской школе,  перемежается текстами документальными – свидетельствами сосланных в лагеря, отправленных в детдом как дети врагов народа, охранявших «врагов народа», свидетельствами как жертв, так и палачей.

   Сценографию «Чука и Гека» придумывали художники Александр Мохов и Мария Лукка. На широком и длинном столе они разместили игрушечный макет: Кремль, горы, покрытые снегом, железная дорога, тайга, избушка. На небольшой дистанции от бутафорской красоты установлена металлическая конструкция: то ли лагерная вышка, то ли заводская обзорная площадка. Актеры произносят реплики своих героев и на экраны (один – справа от сцены, другой – над площадкой «вышки») выводятся отрывки воспоминаний – Георгия Жженова, Тамары Петкевич, Татьяны Окуневской, Жореса и Роя Медведевых, Льва Разгона, Евгении Гинзбург и многих других. Рассказы, незначительно расходящиеся в мелочах и деталях, схожи в главном – после каждого  услышанного внутри все застывает от ужаса. Однако самыми, пожалуй, резонирующими оказываются рассказы бывшего охранника Ивана Гайдука и Агнессы Мироновой-Король. Гайдук заявляет, что и сейчас, если бы Родина приказала, пошел бы сторожить «негодяев» и «предателей», а если бы потребовалось – и пристрелил бы. История Агнессы, бывшей замужем за комиссаром государственной безопасности III ранга, а после его расстрела отправленной в лагерь, сложнее и мучительнее. Ольга Белинская блестяще играет женщину, которая в любых обстоятельствах находит способы устроить свою жизнь максимально удобным образом. Бесстрастно и даже безразлично героиня рассказывает о том, как во время массового голода их друзья устраивали роскошные застолья. В такой же манере Агнесса вспоминает о том, как потеряла в лагере единственного и еще нерожденного ребенка. И от ее индифферентности становится страшнее, чем от рассказов других. Перемена участи не слишком влияет на девушку: были одни обстоятельства, возникли другие – ничего не поделаешь.

   Автор в исполнении Петра Семака – в красном галстуке и барашковой папахе - произносит реплики то с вкрадчивыми интонациями сказочника, то с задорно-фальшивыми интонациями какого-нибудь комсомольского вожака. Интонации спектакля то и дело переходят с милых и убаюкивающих на жуткие и пугающие. Героев со всех сторон обступает тьма – «Чук и Гек» вообще очень темный спектакль в буквальном смысле слова. Беспредельность кошмара, в который были ввергнуты больше 2 миллионов советских граждан, а именно: запытаны в тюрьмах, расстреляны, сосланы в лагеря, сломлены и раздавлены морально, к финалу нарастает все сильнее и разрешается история жуткой пляской масок, вызывающей в памяти, например, сцены из «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна.

   В эпилоге актеры выстраиваются перед зрителями и каждый озвучивает итог личных розысков о своих дедах и прадедах. Кому-то не удалось найти ничего, а кто-то сделал неприятное открытие о родном человеке. В любом случае коллективную травму следует изживать.  Вопрос же в том числе и в том, сколько на это может потребоваться времени нынче.

Новая Сцена Александринского театра
(812) 312-15-45
наб. реки Фонтанки, 49
thenewstage.ru

Pulse.ru

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий