cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
История
ТАМ, ГДЕ НЕ БЫВАЛ ЛЕВША
Общество
ТРЕНИНГ ЛИЧНОГО КУЛЬТА
09/07/2015

Что нам делать за границей?.. Израиль.


Что нам делать за границей?.. Израиль.
   Израиль как место отдыха уже традиционно является местом паломничества для туристов из России. Трудно сформулировать, что именно так привлекает наших сограждан – история этой страны, современная туристическая инфраструктура или то, что почти четверть населения Израиля в прошлом переехало на землю обетованную из СССР. В любом случае, российский турист чувствует себя в Израиле если и не как дома, то по крайней мере как желанный гость.
   Ни чуть не утомительный перелет самолетом израильской авиакомпании «Эль Аль» (www.elal.com), которая, к слову, является одной из самых безопасных авиакомпаний в мире, и вы оказываетесь в месте, пропитанном атмосферой истинной духовной силы. Туристы могут насладиться тремя морями и солнцем или снежными склонами и горными лыжами. Для тех же, кого больше привлекает интеллектуально-духовная сторона отдыха, Израиль дарит уникальную возможность погрузиться в свою тысячелетнюю историю, в которую вплетены истории многих религий. Вкусить все это сразу или пробовать по очереди решать самому гостю.


Иерусалим

   Очень мало на Земле есть мест, в которых начинает казаться, что можно физически окунуться в глубины времен. Одним из таких мест, бесспорно, является Иерусалим. С самых древних времен, столетие за столетием, он словно губка вбирал в себя целые исторические эпохи, и донес до наших дней не только материальные свидетельства истории, но и самый ее дух.

   Иерусалим - Земля Обетованная, к которой и сегодня, так же как многие столетия перед этим, направляют свои стопы бесчисленные путники, с совершенно разными целями. Кто-то из них ищет святости, кто-то впечатлений, а кто-то – отдых. Иерусалим способен одарить каждого из них по потребности. Концентрация историчности и одновременно святости этого места достигает такой силы, что даже люди неверующие и не особо впечатлительные начинают ощущать на себе некое метафизическое воздействие.

   Но если цель посещения Иерусалима паломниками различных верований по крайней мере им самим ясна, то, что же может найти для себя в священном городе обычный турист, который не является адептом никакой религиозной идеи? Он обнаружит здесь современный и динамично развивающийся город, способный удивить контрастами. Современные деловые центры соседствуют в нем с восточными базарами, а современная архитектура – с многовековыми зданиями Старого города. Такое же смешение наблюдается и среди людей, наполняющих улицы. Черные лапсердаки ортодоксальных иудеев, белые халаты мусульман, джинсы и деловые костюмы – «все смешалось в доме Облонских…». Жизнь здесь идет своим чередом, и глядя на это, начинаешь понимать туристов, приезжающих в Петербург. Они, наверное, тоже недоумевают: «вот по этой самой набережной ходили Пушкин и Лермонтов, а в этой парадной жил Раскольников… но какой-то местный идет себе по делам и, кажется, совершенно не осознает своей сопричастности к великому».

   Весь Старый город можно увидеть, если подняться на Масличную гору. С ее вершины он виден как на ладони: восемь ворот и тридцать четыре башни на мощной крепостной стене, из-за которой видны купола синагог, храмов и мечетей. Впечатление от этого зрелища мощное и незабываемое. Но еще больше впечатлений можно получить, оказавшись внутри Старого города, с его узкими улочками, величественными стенами, арками и римскими колоннами.

   Старый город делится на четыре части четырьмя кварталами: еврейским, армянским, христианским и мусульманским. Последний, как можно догадаться, населяют мусульмане. И здесь же расположены значимые для мусульман места: мечеть Купол Скалы и мечеть Аль-Акса – третья святыня Ислама после Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине. Первое здание мечети –небольшой молитвенный дом -в 636 году построил халиф Омар бен аль Хаттаб (отсюда ее второе название «мечеть Омара»). А нынешнее сооружение было заложено в 709 – 714 годах халифом Абдель аль Маликом из династии омейядов. После захвата Иерусалима крестоносцами одна часть мечети использовалась как церковь, а в другой жили рыцари ордена тамплиеров. Но с переходом Иерусалима под власть Саладина, здание опять стало функционировать как мечеть.

   Мусульманский квартал самый большой из четырех, а на его улочках располагается множество магазинчиков и лавок, открытых в расчете на туристов. Предложения товаров слышны постоянно, со всех сторон и на всех языках мира, а на улице происходит полная сутолока из торговцев, туристов и паломников.

   Самый маленький квартал Старого города – армянский. Строиться он начал примерно в то же время, что и христианский (в 4 веке). В этом квартале расположен Собор Святого Иакова – центр армянской общины в Израиле.

   В Христианском квартале расположено около сорока церквей, монастыри, а также хостелы для поломников. В центре квартала находится Храм Гроба Господня - одна из величайших святынь христианства. Его возвели на месте, где по преданию Иисус Христос был распят, погребен, а затем воскрес. Первая церковь Гроба Господня была построена Еленой – матерью императора Константина Великого в 335 году на месте языческого храма Венеры, в подземелье которого Елена обнаружила вход в пещеру с Гробом Господним. Впоследствии храм многажды перестраивался, разрушался и вновь отстраивался. Сегодняшняя версия храма относится к 1810 году, когда он был отстроен заново после разрушительного пожара. На сегодня Храм состоит из трех сооружений: храма на Голгофе, часовни Гроба Господня и храма Воскресения. Его территория поделена на шесть частей, каждая из которых принадлежит одной из шести христианских конфессий: греко-православной, римско-католической, сирийской, эфиопской, коптской и армянской. Учитывая, что такое разделение нередко приводит к конфликтам между представителями разных конфессий, ключи от Храма Гроба Господня хранятся в мусульманской семье. Открывает же и закрывает ворота Храма каждое утро и вечер представитель другой мусульманской семьи. Такой порядок был установлен еще в середине двенадцатого века, а ключи от Храма в задействованных мусульманских семьях передаются из поколения в поколение старшему сыну.

   И, наконец, еврейский квартал Старого Города. Именно на его территории расположена Стена плача – святая святых иудейского народа. К ней подходят оставить свои записки с просьбами к всевышнему или заветными желаниями как израильтяне, так и туристы.

   Гефсиманский сад, который, как уже было сказано, расположен примерно в пятистах метрах от Львиных ворот - еще одно удивительное место в Иерусалиме. В саду, который почитается местом моления Иисуса Христа перед арестом, находятся церковь Всех Наций, Гробница Богородицы, Гефсиманский грот, русская православная церковь св. Марии Магдалины. Но помимо этого в саду произрастает восемь олив, и, по некоторым данным, возраст этих олив может превышать две тысячи лет.

   Два тысячелетия срок очень не маленький, но история Иерусалима насчитывает как минимум в два раза больше. И чтобы погрузиться в прошлое этого города до отметки четырех тысяч лет, можно посетить музей истории Иерусалима, расположенный в старинной крепости. Башня Давида (она же цитадель Давида) – одно из самых посещаемых мест в Старом городе. Во- первых, с нее открывается отличная панорама на оба города – новый и старый. Во- вторых, благодаря экспозиции, включающей в себя модели, иллюстрации и мультимедиа, можно проследить историю Иерусалима от хасмонеев до дней сегодняшних. Интересно, что к самому Давиду, башня имеет весьма опосредованное отношение, а цитадель была построена Иродом Великим вместо первых укреплений, построенных на этом месте хасмонеями.

   Иерусалим – удивительнейшее место, в котором самым тесным образом переплетена современность и тысячелетия истории. Целые исторические эпохи наслаивались здесь друг на друга, создав в итоге непередаваемую атмосферу вневременья. Это место, где каждая стена и каждый камень буквально дышат историей. Здесь распяли Христа, Мухаммед отсюда поднялся в рай, а по мостовым этих улиц ходили монахи, воины, рабы, пророки, императоры, рыцари- крестоносцы…Передать словами это невозможно, это нужно увидеть собственными глазами.

Одно из трех морей

   Мертвое море. Его неповторимость обуславливается тем, что это самое низкое место на Земном шаре, расположенное на четыреста с лишним метров ниже уровня мирового океана. В его воде наблюдается необычайно высокое содержание соли (более тридцати процентов), что, во-первых, делает невозможным существование какой бы то ни было жизни в его водах, а во-вторых, обеспечивает такую плотность воды, при которой утонуть практически невозможно. Уникальность этого водоема известна издревле, и упоминалась уже в «Метеорологике» Аристотеля. В римскую эпоху физические особенности Мертвого моря были хорошо известны и о них говорили Плиний и Тацит. Правда, римлянами Мертвое море именовалось Lacusasfaltitis, т.е. Асфальтовым озером. Асфальт из вод моря действительно добывали еще во времена «вавилонского пленения» и продавали в Египет, где он использовался, в частности, при мумификации. Добывалась из моря, конечно же, и соль, которая растекалась по миру посредством торговых кораблей. Промышленное использование богатств Мертвого моря началось в двадцатом веке. С тридцатых годов здесь начали строиться и функционировать первые заводы по производству поташа и брома. А уже с пятидесятых годов на побережье начали появляться лечебницы – ведь минеральный состав Мертвого моря настолько богат и уникален, что в случае лечения кожных или легочных заболеваний переоценить его целительное воздействие на организм практически невозможно.

   Любая попытка нырнуть в воды Мертвого моря будет обречена на провал - плотная, нагретая вода настырно выталкивает тело на поверхность, а кожей ощущается некая неземная маслянистость среды погружения. И лучше не допускать попадания воды в глаза или рот, иначе положительные ощущения от плавания в водах самого уникального водоема на земном шаре с легкостью перейдут в область отрицательного. Соприкосновение насыщенного раствора соли с нежными слизистыми – происшествие, мягко говоря, не из приятных.

   Соль – ее присутствие чувствуется здесь везде. В воздухе, в воде, в песке, на коже… Кстати, именно соль является причиной наличия плакатов, предупреждающих об опасности, которые встречаются по всему побережью. Соль и высыхание водоема. Дело в том, что Мертвое море испаряется со скоростью один метр в год, отступая и скукоживаясь под натиском солнца и пустыни. Соль же, въевшаяся в прибрежную почву, когда-то бывшую морским дном, активно вымывается водой, образуя пустоты и провоцируя просадки и оседания. Поэтому не только заниматься строительством, но и купаться на Мертвом море можно далеко не везде, от чего и предостерегают плакаты.

   Соль, песок, жара... может сложиться впечатление, что здешние места совсем не приспособлены для жизни, но это не так. Вокруг Мертвого моря во все времена довольно бурно протекала жизнь. Этносы, народы и правители сменяли друг друга с завидным постоянством. И не смотря на то, что от большей части происходившего в этих землях нас отделяет пара-тройка тысячелетий, кажется, что тени прошлого никуда отсюда не делись.

   Находясь в окрестностях Мертвого моря испытываешь стойкое ощущение, что можешь физически прикоснуться к реалиям жизни тех, кто жил здесь тысячи лет назад. Недалеко от моря есть два места, в которых обязательно стоит побывать – Кумранские пещеры и Крепость Масада.

   Примерно в полутора километрах от северо-западного берега Мертвого моря располагается израильский национальный парк Кумран. В одиннадцати его пещерах были обнаружены так называемые свитки Мертвого моря –рукописи IIв.дон.э- Iв. Первые из них нашел пастух-бедуин в 1947 году, спровоцировав археологов на дальнейшие скрупулезные поиски, которые велись несколько лет. В ходе раскопок, помимо рукописей, было обнаружено множество исторических артефактов и древнее поселение, датируемое VIII-VIв.в. до н.э. В ученых кругах до сих пор нет полного согласия по поводу природы этого места: есть мнения, что здесь располагались укрепление хасмонеев, вилла для отдыха или керамический завод. Но подавляющее большинство все-таки склоняется к версии, что Кумран был обиталищем секты ессеев, которые жили очень закрытой общиной в ожидании конца света, переписывали тору на свой лад, а по строгости и аскетичности жизненного уклада сильно напоминали будущих христианских монахов. Сегодня при посещении Кумрана можно увидеть сохранившуюся часть их жилищ, кладбище, керамику и достаточно продвинутые для своего времени инженерные сооружения, сохранившиеся до наших дней. Среди них глубокая круглая водосборная цистерна, которая в последующие века была включена в сложную систему водопроводов и водосборников, а также гончарная мастерская с печами для обжига, снабженная бассейном для приготовления и хранения гончарной глины. При посещении Кумрана можно услышать много интересных подробностей из истории этого места, перекусить и приобрести какой-нибудь из местных сувениров.

   Кумранским осколкам истории человечества без малого три тысячи лет. Лицезреть и даже осязать это чего-то да стоит, хотя и не вдохновляет на подвиги, чего нельзя сказать о крепости Масада, расположенной у южной оконечности Мертвого моря.

   Символ мужества и героизма, величественная, легендарная и непреступная крепость Масада была построена царем Иродом Великим между 37 и 31 годами до н.э. Тем самым Иродом, которому приписывается избиение вифлеемских младенцев. За две с лишним тысячи лет правда настолько крепко переплелась с вымыслом, что сложно отделять одно от другого. Но если соглашаться с тем, что Ирод, царствовавший тридцать семь лет, и насаждавший среди иудеев эллинизм, ко всему был еще и «жестоким и коварным деспотом, тиранившим жен, детей и служанок», то, познакомившись с крепостью Масада, нельзя не согласиться и с тем, что строителем он был, как говориться, от Бога.

   Масада располагается на самой вершине четырехсотметровой скалы в безводной пустыне. Единственный путь, по которому крепость могла осуществлять связь с внешним миром – узкая «змеиная тропа», ведущая к крепости со стороны Мертвого моря. Использовать ее для штурма крепости – дело абсолютно бесполезное, так как передвигаться по ней можно только гуськом, по одному, и к тому же из крепости она просматривается как на ладони. По всему периметру крепость защищают отвесные скалы. Внутри Ирод предусмотрел жилые помещения, бани, хранилища для пищи, самонаполняемые резервуары для воды, а на случай неожиданного дефицита с провиантом еще и кусок пахотной земли с возможностью возделывания, оградив его крепостной стеной четырехметровой толщины. Получился этакий неприступный бункер для выживания со всеми удобствами на все случаи жизни. Самому Ироду не посчастливилось на собственном опыте убедиться в эффективности своего творения, зато такая возможность выпала на долю израильтян спустя сто лет после постройки Масады. В 66 г. н.э., во время еврейского восстания против римлян, зелоты захватили крепость, выбив оттуда легионеров, и вплоть до своего падения (в 73 г.) Масада являлась последним оплотом израильского сопротивления. Легендарными для крепости стали последние годы ее обороны.

   Рим не прощал неповиновения, поэтому к Масаде был направлен легион, взявший крепость в кольцо длительной осады. Единственный способ, с помощью которого можно было захватить крепость – нарыть земляной вал до уровня ее стен. Что и было предпринято римлянами посредством использования пригнанных к Масаде рабов. Вал был нарыт, стена пробита, крепость взята. Вот только ее героические защитники предпочли плену смерть. Оборонявшихся было около тысячи человек, включая женщин и детей. Когда им стало ясно, что крепость вот- вот падет, мужчины умертвили женщин и детей, затем с помощью жребия выбрали десять (или двенадцать) воинов, которые убили мужчин. Затем среди этих десяти, с помощью того же жребия, был выбран один, который убил остальных, поджег крепость и покончил жизнь самоубийством. Подробности этой героической трагедии описал еврейский историк Иосиф Флавий в своей «Иудейской войне» со слов единственной уцелевшей женщины из числа защитников Масады. Она вместе со своими детьми, то ли чудом, то ли по ошибке спаслась, спрятавшись в одном из водных резервуаров. Сколько в этой истории правды, а сколько вымысла судить сложно. Известно лишь, что при раскопках крепости были найдены черепки, которые использовались в качестве жребия, а вот останков, в количестве, которое соответствовало бы легенде, обнаружено не было. Но история, надо признать, красивая. Из числа тех, которые стоило бы выдумать, даже если бы они не были правдой. И как бы то ни было, благодаря этой легенде Масада навсегда останется символом стойкости и мужества. И сегодня именно сюда приезжают давать присягу бойцы отборных воинских формирований Израиля, произнося почти сакральное «Масада больше не падет!»

   К слову сказать, у нас часто отождествляют Масаду и Моссад, но это совершенно разные вещи, не имеющие друг к другу никакого отношения. Моссад – аббревиатура всем известного израильского учреждения, именующегося «Ведомством разведки и специальных задач», а Масада (мецада) с еврейского переводится как крепость. То есть «крепость Масада» при дословном переложении на русский язык будет звучать несколько забавно – «крепость Крепость». Сегодня эта «крепость Крепость» является одним из самых посещаемых туристами мест в Израиле. Невзирая на столь древнюю и поистине героическую историю, Масада была обнаружена и идентифицирована сравнительно недавно - в 1842 году. А серьезно изучаться и восстанавливаться в качестве исторического памятника и вовсе начала с шестидесятых годов прошлого столетия. И надо сказать, что работы по восстановлению и реставрации были проведены основательно и грамотно, поэтому Масада превратилась в настоящую жемчужину побережья Мертвого моря – практически это целый древний город посреди пустыни, с узкими улочками и всеми составляющими быта далеких времен. Подняться в крепость можно двумя способами: не мудрствуя лукаво, воспользоваться современным фуникулером или, уподобляясь воинам древности, потратить час и подняться по «змеиной тропе». В первом случае получится сэкономить время и силы, зато во втором – полюбоваться живописнейшими видами на Мертвое море и окрестности, которые открываются с любой точки тропы. Хотя, конечно же, и поднявшиеся канатной дорогой не лишатся красивых видов – непосредственно в крепости есть специальная смотровая площадка, с которой можно обозреть все окрестности. Одно из самых умопомрачительных по своей красоте зрелищ, которые можно с нее увидеть – рассвет над Мертвым морем, который из-за большого содержания паров брома в воздухе превращается в нечто феерическое, удивительное, сказочно-яркое и в чем-то инопланетное.

Ж. Корсун

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий