cover

Скачать последний номер
PDF
JPG
Архив номеров
Интересное в номере
Стиль жизни
Елки - балки
Европа
GOSAIMAA
13/06/2017

Антропоид / Anthropoid


Антропоид / Anthropoid
Режиссер: Шон Эллис
В ролях: Джейми Дорнан, Киллиан Мерфи, Гарри Ллойд, Шарлотта Ле Бон, Тоби Джонс, Билл Милнер, Сэм Кили,  Брайан Каспе, Шон Мэхон, Марцин Дороциньский, Анна Гейслерова, Детлеф Боте, Мартин Хофман

Весна 1942 года. В Прагу из Лондона десантируют группу агентов, возглавялемых  Йозефом Габчиком (Киллиан Мерфи) и Яном Кубишем (Джереми Дорнан). Все прошли подготовку на британской земле и их миссия в Чехословакии – ликвидация одного из идеологов «окончательного решения еврейского вопроса» Рейнхарда Гейдриха, по прозвищу «Пражский мясник». Руководство чешского Сопротивления пытается отговорить посланцев от задуманного, аргументируя тем, что на осуществление операции слишком мало времени и не хватит сил – многие подпольщики либо казнены, либо в гестапо или концлагерях. Однако Габчик и Кубиш  настаивают, подготовка начинается. Однако когда дело доходит до дня «икс», все идет абсолютно не так, как планировалось в Лондоне. 
В 1943 году драматург Бертольт Брехт написал по горячим следам сценарий, а режиссер Фриц Ланг снял по нему фильм «Палачи тоже умирают». С тех пор кинематографисты неоднократно возвращались или к самому сюжету, или к фигуре Гейдриха. Историческая же правда такова, что смерть «Пражского мясника» имела ужасающие для Чехословакии последствия: в качестве расплаты гитлеровцы уничтожили более 5000 людей, среди которых преобладало мирное население. В одной только деревне Лидице за один день расстреляли все ее мужское население старше 16 лет, женщин этапировали в концлагерь Равенсбрюк, а детей распределили по немецким семьям. Закономерно пострадали друзья и близкие подпольщиков. Сам же Гейдрих погиб не во время покушения, а скончался в больнице от заражения внутренних органов. 
В 2017 году сюжет об уничтожении одного из главных нацистов можно было бы сделать в жанре экшен или психологической драмы, как масштабную трагедию или поразмышлять вслух и визуально о нужности в данном случае героизма и итоговых массовых жертвах и так далее. Шон Эллис не выбирает ни один из возможных, в том числе и неназванных здесь вариантов. В итоге фильм, не имея жесткой повествовательной структуры, разваливается на части. Одни герои исчезают без каких-либо объяснений и можно только гадать какова была их дальнейшая судьба и куда они в принципе подевались. Другие персонажи внезапно возникают на экране также без какой-либо аргументации, и если зритель не в курсе исторических фактов, то догадаться для чего потребовалось ввести эти линии не представляется возможным. Вообще складывается такое впечатление, что большая часть бюджета ушла на гонорары Килиану Мерфи, Джереми Дорнану и Шарлотте Лебон. Понятно, что европейских и американских звезд приглашают в том числе и для привлечения зрительского интереса к проектам. Но прежде было бы неплохо создать внятную историю с четким посылом и продумать как избежать режиссерских штампов и пошлостей, коих в фильме хватает. Особенно удручает финал картины, для которого Шон Эллис не нашел лучшего решения как изобразить героев едва ли не воспаряющими в горние выси. А Габчику и вовсе является его возлюбленная Ленка (Анна Генрихова), погибшая во время одной из облав, объявленных после покушения на протектора Богемии и Моравии. Режиссер же рефлексировать явно не намерен: погибли – значит, герои. Враг-то повержен, хоть бы и очень дорогой ценой. 

Наталия Эфендиева и Евгения Леонидова

ОБСУЖДЕНИЕ

Комментариев к данной записи еще нет
Ваш комментарий может стать первым
Добавить комментарий